ЗиУ-9б является высокопольным троллейбусом большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Его стальной сварной корпус монтируется на стальном каркасе, состоящем из трубчатой рамы сложной пространственной формы, поперечных ферм и продольных лонжеронов.
Корпус имеет три двери — одну узкую в носовой оконечности и две широкие — в середине и кормовой оконечности. Двери ширмовые, открываются и закрываются автоматически из кабины водителя посредством электропривода.
Система управления током через тяговый электродвигатель (ТЭД) — реостатная-контакторная автоматическая косвенная (групповой контроллер). Все коммутации силовых цепей из пускотормозных сопротивлений и ТЭД выполняются служебным низковольтным серводвигателем. Пускотормозные сопротивления ограничивают ток через ТЭД, таким образом управляя скоростью его вращения и развиваемым им крутящим моментом.
ЗиУ-9Б оснащён мотор-генератором для преобразования входного постоянного напряжения 550 В в низковольтное служебное 24 В. Это преобразование является очень простым — электромотор на 550 В вращает соосный с ним генератор постоянного тока на 24 В. Помимо этого, мотор-генератор оснащён вентилятором, служащим для охлаждения пуско-тормозных реостатов.
Низковольтная система включает в себя групповой реостатный контроллер, наружное и внутреннее освещение и сигнализацию, приводы дверей и две аккумуляторные батареи. Благодаря разделению уровней напряжений резко уменьшается опасность поражения пассажиров и водителя электрическим током. Всё электрооборудование внутри пассажирского салона и кабины водителя работает от безопасного напряжения 24 В.
Силовые 550-вольтовые цепи и агрегаты изначально расположены под полом. Однако низкая электробезопасность подобного решения привела к тому, что в ходе капитально-восстановительного ремонта троллейбусов в условиях депо или ремонтных заводов высоковольтное оборудование часто выносилось на крышу.
Тормозная система ЗиУ-9Б включает в себя электродинамический, стояночный и пневматический тормоз. Для обеспечения работы последнего машина оснащена пневмокомпрессором.
Габаритный чертеж троллейбуса
1 — Задний мост; 2 — Упругий элемент пневматический; 3 — Аккумуляторная батарея; 4 — Тяговый двигатель; 5 — Шунтовые резисторы ЯС-42; 6 — Мотор-вентилятор; 7 — Пуско-тормозные резисторы; 8 — Передний мост; 9 — Амортизатор; 10 — Тяга спуска конденсата; 11 — Гидроусилитель руля; 12 — Ресивер; 13 — Рулевой механизм; 14 — Фара; 15 — Рулевая колонка; 16 — Контроллер водителя; 17 — Выключатель высоковольтных цепей; 18 — Рулевое колесо; 19 — Солнцезащитный щиток; 20 — Высоковольтные предохранители; 21 — Высоковольтный автоматический выключатель; 22 — Высоковольтные кабеля; 23 — Радиореактор; 24 — Штанга токоприемника; 27 — Головка токоприемника; 26 — Электродвигатель управления задней дверью;
1 — Панель с пакетными выключателями гидроусилителя и аккумуляторной батареи; 2 — Выключатели вспомогательного двигателя, двигателя компресора, печей кабины и салона; 3 — Выходной патрубок обогрева стекла; 4 — Переключатель поворотов; 5 — Стеклоочиститель; 6 — Панель управления; 7 — Регулятор режима работы печи кабины; 8, 12, 14, 18 — Контрольные лампы состояния троллейбуса; 9 — Часы; 10 — Контрольная лампа индикации высокого напряжения; 11 — Переключатель стеклоочистителей; 13 — Спидометр; 15 — Вольтметр низковольтного напряжения; 16, 19 — Манометры; 17, 20 — Амперметры ; 21 — Ножной переключатель света фар; 22 — Блок управления штангоуловителями; 23 — Панель с контактором печи кабины; 24 — Контроллер управления; 25 — Розетка напряжения 12 в.; 26 — Реле-регулятор; 27 — Громкоговорящее устройство; 28 — Регулятор давления; 29 — Реле времени; 30 — Автоматический выключатель высокого напряжения; 31 — Панель с высоковольтными предохранителями.
Основные характеристики троллейбуса
Максимальная конструктивная скорость, км/ч | 68 |
Максимально преодолеваемый подъем, % | 8 |
Габаритные размеры, мм | 1200/2500/3355 |
Колесная база, мм | 6200 |
Пассажировместимость максимальная, чел | 125 |
Пассажировместимость номинальная, чел | 91 |
Мест для сидения | 30 |
Снаряженная масса, кг | 10050 |
Полная масса, кг | 16490 |
Тяговый двигатель | |
---|---|
Модель | ДК-210А-3, коллекторный, постоянного тока |
Мощность, кВт | 110 |
Напряжение, В | 600 |
Частота вращения, об/мин макс. | 3900 |
Способ охлаждения | Самовентиляция |
Система управления | Реостатно-контакторная |
Система обеспечения троллейбуса низковольтной энергией | |
---|---|
Генератор | Г 263А |
Аккумуляторная батарея | 9 НКЛБ-70 — 2 секции |
Электрическое оборудование троллейбуса |
---|
1 — Токоприемник РТ-6И; 2 — Радиореактор ИК-20А; 3 — Изолятор; 4 — Элементы резисторов КФ-62А; 5 — Плавкая вставка; 6 — Высоковольтный кабель; 7 — Автоматический выключатель АВ-8А-1: 8 — Блок предохранителей; 9 — Реле-регулятор РР-363; 10 — Выключатели аккумуляторных батарей и двигателя гидроусилителя руля; 11 — Выключатели вспомогательных цепей ВУ-222А; 12 — Блок управления штангоуловителями; 13 — Желоб с электропроводами; 14 — Контроллер водителя КВП-22Б; 15 — Контакторная панель ТП-94В; 16 — Регулятор давления АК-11Б; 17 — Ящик пусковых резисторов КФ-51Г; 18 — Групповой реостатный контроллер ЭКГ-20Б; 19 — Ящик шунтовых резисторов ЯС-42; 20 — Двигатель ДК-661 с вентилятором и генератор Г-263А; 21 — Ящик сопротивлений КФ-62А; 22 — Тяговый двигатель ДК-210А-3; 23 — Аккумуляторная батарея 9НКЛБ-70; 24 — Рукоятка; 25 — Пружина; 26 — Неподвижный контакт; 27 — Подвижный контакт; 28 — Дугогасительная камера; 29 — Электромагнит.
Для отопления салона и кабины троллейбуса используются электрокалориферные блоки. Представлены общий вид, составные части, порядок подключения нагревательных элментов. На троллейбусах ЗИУ-9Б применяются тяговые двигатели типа ДК-210А-3. Это двигатели смешанного возбуждения со значительным преобладанием магнитного поля последовательной обмотки возбуждения, что позволяет увеличить магнитный поток при пуске двигателя и, следовательно, снизить пусковой ток и нагрев якоря. Приведены внешний вид, устройство, чертежи, характеристики, описание работы. Для питания низковольтных цепей троллейбуса и подзарядки аккумуляторных батарей применен трехфазный генератор со встроенными выпрямителями Г 263А. Он подвешен под троллейбусом с левой стороны и соединен эластической муфтой с вращающим его вспомогательным двигателем ДК 661А-1. Вспомогательный двигатель выполняет также функцию вентилятора пуско — тормозных резисторов. Для поддержания постоянного выходного напряжения используется реле-регулятор напряжения. На первых моделях троллейбуса устанавливался РР361-А, на последующих — РР363. Пусковые — тормозные резисторы служат для уменьшения пускового тока тягового двигателя и выводятся из силовой цепи двигателя по мере увеличения частоты вращения якоря двигателя. В тормозном режиме рассеивают электрическую энергию, вырабатываемой двигателем в режиме генератора при электрическом торможении. На троллейбусе блок резисторов КФ-51Г помещен в ящик, который установлен под троллейбусом и обдувается вентилятором вспомогательного двигателя ДК 661А-1. Приведены составные части блока, монтажная схема и характеристики резисторов. На троллейбусе ЗИУ-9Б применяются штангоуловители с электромеханическим приводом. При сходе токоприемника с контактного провода включается электродвигатель и, накручивая канат на барабан, притягивает штангу к крыше троллейбуса. На троллейбусе применен групповой реостатный контроллер типа ЭКГ-20Б-1. Он предназначен для выведения пусковых реостатов из цепи тягового двигателя под контролем реле ускорения, ослабления поля возбуждения двигателя и переключений в цепи управления, связанных с автоматическим пуском. Приведены общий вид контроллера, составные части, чертеж, схема электрических соединений, технические характермстики, описание работы. В качестве контроллера управления используется контроллер типа КВП-22Б. Управляет этим контроллером водитель, который нажимая на педали хода или тормоза задает режим работы тяговому двигателю — пуск, регулирование скорости или торможение. Приведены общий вид контроллера, составные части, чертеж, схема электрических соединений, технические характермстики, описание работы. Токоприемники троллейбуса должны удовлетворять следующим требованиям: обеспечивать необходимую силу нажатия головки на контактный провод, надежный безискровый токосъем при различной высоте подвески контактных проводов, больших скоростях движения и отклонении троллейбуса от оси контактных проводов; иметь достаточную прочность и небольшую массу подвижных частей, надежную изоляцию их друг от друга и от корпуса троллейбуса..
|
Пневматическое оборудование троллейбуса |
---|
1 — Дроссель; 2 — Футорка; 3 — Каркас; 4 — Указатель уровня; 5 — Стакан; 6 — Штуцер; 7 — Упругий элемент пневмоподвески: 8 — Тормозной цилиндр; 9 — Компрессор; 10 — Влагомаслоотделитель; 11 — Противозамораживатель; 12 — Тормозной кран; 13 — Датчик аварийного давления; 14 — Регулятор давления АК-11Б; 15 — Буксировочный клапан; 16 — Воздушный резервуар; 17 — Редуктор давления; 18 — Корпус; 19 — Диффузор; 20 — Направляющая спираль; 21 — Решетка; 22 — Сливной краник; 23 — Корпус; 24 — Поршень; 25 — Крашка; 26 — Вилка; 27 — Штуцер; 28 — Гайка; 29 — Шарик; 30 — Корпус; 31 — Корпус; 32 — Пружина; 33 — Клапан; 34 — Пружина; 35 — Корпус; 36 — Нажимной диск диафрагмы; 37 — Диафрагма; 38 — Переходник; 39 — Клапан; 40 — Канал; 41 — Крышка; 42 — Элемент кепления; 43 — Буфер; 44 — Нижний фланец; 45 — Резинокордная оболочка; 46 — Поршень; 48 — Корпус; 49 — Кулачок; 50 — Пружина; 51 — Впускной клапан; 57 — Рычаг; 58 — Шарик; 59 — Пружина; 60 — Корпус. 1 — упругие элементы пневмоподвески, 2 — протнвозаморажнватель, 3 — обратный клапан компрессора. 4 — предохранительный клапан, 5 — компрессор в — влагомаслоотделитель, 7 — магистральный воздушный резервуар, 8 — тормозные цилиндры, 9 -тормозные краны, 10 — манометры, 11 буксирный клапан, 12 — обратный клапан резервуаров, 13 — тормозные воздушные резервуары, 14 — регулятор давления воздуха, 15 — регулятор уровня пола, 16 — редуктор давления, 17 — резервуар воздушной пневмоподвески. Представлены элементы пневмооборудования, установленные на троллейбусе: — Буксирный клапан , На троллейбусе ЗИУ-9Б применяется компрессор ЭК-4. Компрессор двухцилиндровый, одноступенчатый, с горизонтальным расположением поршневой группы. Производительность компрессора 300 л/мин при 280 об/мин коленчатого вала с периодом включения не более 50% и продолжительностью цикла до 10 мин. Компрессор расположен под кузовом по левому борту и приводится в действии электродвигателем ДК-408В
|
Как вам статья?