Электрические двигатели троллейбуса

Содержание
  1. Тяговый двигатель ДК 210А-3
  2. Внещний вид электродвигателя
  3. Составные части электродвигателя ДК-210А-3
  4. Чертеж электродвигателя
  5. Схема электрических соединений
  6. Описание электродвигателя
  7. Краткие характеристики двигателя
  8. Тяговый двигатель ДК 213
  9. Внещний вид электродвигателя
  10. Габаритный чертеж электродвигателя
  11. Краткие характеристики двигателя
  12. Вспомогательный двигатель ДК-661А-1/ДК-661Б
  13. Внещний вид электродвигателя
  14. Чертеж электродвигателя
  15. Составные части и установка
  16. Габаритный чертеж электродвигателя
  17. Схема электрических соединений
  18. Краткие характеристики двигателя
  19. Электродвигатель компрессора ДК-408В / ДК-410Б
  20. Внещний вид электродвигателя
  21. Чертеж электродвигателя
  22. Габаритный чертеж электродвигателя
  23. Схема электрических соединений электродвигателя
  24. Краткие характеристики двигателя
  25. Генератор Г 263А (63.3701)
  26. Внещний вид генератора
  27. Чертеж и описание работы генератора
  28. Схема генератора
  29. Краткие характеристики генератора

Тяговый двигатель ДК 210А-3

Внещний вид электродвигателя

ТЭД


Составные части электродвигателя ДК-210А-3

Составные части электродвигателя

         1 — щит подшипника; 2 — коллектор; 3 — корпус; 4 — добавочный полюс; 5 — якорь; 6 — якорные катушки; 7 — катушка добавочного полюса; 8 — вентилятор; 9 — щит; 10 — крышка; 11 — вал; 12 — подшипник; 13 — главный полюс; 14 — катушка главного полюса; 15 — сердечник; 16 — гайка коллектора; 17 — втулка коллектора, 18 — подшипник; 19 — вентиляционный патрубок; 20 — крышка подшипника; 21 — коллекторный стакан; 22 — прижим щеткодержателя; 23 — пластина крепления щеткодержателя.


Чертеж электродвигателя

Чертеж электродвигателя

Чертеж электродвигателя

         1 — паз якоря; 2, 4, 26, 27 — подшипниковые крышки; 3 — роликовый подшипник; 5 — кольцевая гайка; 6 — кронштейн щеткодержателя; 7 — вентиляционный патрубок; 8, 24 — подшипниковые щиты; 9, 14, 22 — прижимная шайба; 10 — прокладка; 11 — коллекторная втулка; 12 — обойма щеткодержателя; 13 — коллекторная пластина; 15 — крышка люка; 16 — корпус; 17, 18 — катушки главного полюса; 19 — шпилька; 20 — обмотка якоря; 21 — пакет якоря; 23 — вентиляционные окна; 25 — вентилятор; 28 — шарикоподшипник; 29 — замки крышек люков; 30 — сердечник добавочного полюса; 31 — катушка добавочного полюса; 32 — сердечник главного полюса.


Схема электрических соединений

Чертеж электродвигателя


Описание электродвигателя

Тяговый двигатель ДК-210А-3 состоит из следующих основных частей: корпуса, главных и дополнительных полюсов, якоря, щеткодержателей со щетками, подшипниковых щитов и вентилятора.

Корпус 16 служит основным магнитопроводом тягового двигателя. Он отлит из специальной стали, обладающей высокой магнитной проницаемостью. Корпус цилиндрической формы по внутреннему диаметру имеет расточку для установки главных и дополнительных полюсов. Главные полюса расположены под углом 45° к горизонтали, дополнительные имеют горизонтально-вертикальное расположение.

Для осмотра коллектора и щеткодержателей в корпусе предусмотрены четыре люка, которые закрываются двумя крышками 15 с уплотнением из губчатой резины. С противоположной стороны по окружности расположены шесть прямоугольных вентиляционных окон 23, защищенных по контуру стальным проволочным заграждением. Для выводных концов обмотки якоря и полюсов в корпусе служат шесть отверстий, армируемых резиновыми втулками. Внутри корпус, за исключением мест под посадку полюса, покрыт серой электроэмалью, снаружи — черным битумным лаком для предохранения от коррозии.

Главный полюс двигателя предназначен для создания основного магнитного поля, которое, взаимодействуя с током, проходящим по проводникам обмотки якоря, приводит якорь во вращение.

Главный полюс состоит из сердечника и катушки. Сердечник 32 набирается из отдельных штампованных стальных листов толщиной 1,5 мм, спрессованных и стянутых заклепочными стержнями. Катушка главного полюса состоит из двух обмоток: последовательной 18 и параллельной 17.

Магнитный поток последовательной обмотки возбуждения зависит от нагрузки двигателя. С увеличением сопротивления движению троллейбуса (например, на тяжелом профиле пути) двигатель будет потреблять из контактной сети больший ток. При этом увеличится магнитный поток, создаваемый последовательной обмоткой возбуждения, и возрастет вращающий момент двигателя, а скорость движения троллейбуса автоматически снизится.

Магнитный поток параллельной обмотки возбуждения зависит только от тока возбуждения. Изменяя ток в параллельной цепи двигателя, а следовательно, магнитный поток параллельной обмотки возбуждения, можно регулировать в широких пределах частоту вращения якоря двигателя в тяговом режиме и тормозное усилие при электрическом торможении.

Главные полюса крепятся к корпусу на трех шпильках 19, ввинченных в сердечник полюса. Гайки шпилек залиты специальной замазкой. Обмотки последовательного возбуждения главных полюсов соединены друг с другом последовательно. Выводы концов маркируются С\-С2. Обмотки параллельного возбуждения соединены также последовательно. Выводы концов их маркируются Ш1-Ш2.

Дополнительные полюса предназначены для улучшения коммутации (для уменьшения искрения между щетками и коллектором). Коммутацией называется процесс перехода секции обмотки якоря из одной параллельной ветви в другую, т. е. процесс изменения направления тока в секции якоря.

Читайте также:  Электрооборудование троллйбусов Шкода

Ток, проходящий по обмотке якоря, создает собственное магнитное поле, которое взаимодействует с основным магнитным полем двигателя. Воздействие магнитного поля якоря на основное поле двигателя называется реакцией якоря. Реакция якоря нарушает правильную коммутацию, вызывая искрение под щетками. Воздействие реакции якоря, вызывающее искрение на коллекторе, устраняется с помощью дополнительных полюсов, которые размещены между главными полюсами по оси коммутируемых секций, замыкаемых накоротко щетками.

Ширину полюсов выбирают небольшой, чтобы магнитное поле их действовало только в зоне, где происходит коммутация. Чтобы магнитное поле дополнительных полюсов компенсировало э. д. с. реакции якоря при различных нагрузках, обмотку этих полюсов включают последовательно с обмоткой якоря, в результате чего магнитное поле изменяется пропорционально нагрузке.

Сердечник 30 дополнительного полюса представляет собой механически обработанную стальную отливку (сталь 25Л), катушка 31 изготовлена из шинной меди. Катушки дополнительных полюсов соединены друг с другом и с якорем последовательно. Выводы концов маркируются Д1-Д2. Все концы, выходящие из двигателя: C1-С2, Ш1-Ш2, Д1-Д2, выведены в клеммовую (моторовводную) коробку.

Якорь двигателя состоит из вала 1, сердечника 21, обмотки 20 и коллектора 13. Вал якоря изготовлен из катаной углеродистой конструкционной стали 45 (вязкой, высокого механического качества) с последующей термообработкой. Диаметр вала изменяется ступенчато по его длине. Сердечник набирается из отдельных штампованных листов электротехнической стали (слаболегированная прокатанная сталь с небольшим содержанием кремния) толщиной 0,5 мм. Листы покрывают лаком для уменьшения потерь энергии на вихревые токи, возникающие при пересечении якорем магнитного потока. На валу якоря сердечник удерживается шпонкой между двумя нажимными шайбами 14 и 22. Пакет имеет 35 пазов для обмотки якоря и вентиляционные отверстия для охлаждения сердечника якоря воздушным потоком.

Обмотка 20 якоря волновая двухслойная, состоит из 35 катушек. Катушка имеет пять секций, выполненных из шинной меди. Обмотка якоря удерживается в пазах клиньями из стеклотекстолита, а вылетные части — бандажами.

Коллектор двигателя предназначен для распределения тока по обмотке якоря. Коллектор арочного типа, имеет 175 коллекторных пластин, изготовленных из кадмиевой коллекторной меди, обладающей в сравнении с обычной вдвое большей износостойкостыо. Коллекторная пластина 13 (см. рис. 87) состоит из рабочей поверхности, петушка и ласточкина хвоста. Все пластины коллектора зажаты между конусами втулки 11 и шайбы 9 с помощью кольцевой гайки 5. Друг от друга они изолированы мика-нитовыми прокладками, а от втулки и шайбы — миканитовыми конусами и цилиндром. Петушки коллекторных пластин имеют шлицы, в которые запаяны концы обмотки якоря. В каждую пластину запаян конец одной секции и начало другой. Коллекторная втулка на валу якоря сидит на шпонке.

В двигателе четыре щеткодержателя, установленных под углом 45° к горизонтали. Обойма 12 щеткодержателя литая, латунная, крепится к стальному кронштейну 6 на шпильке и фиксируется накладкой 10 с ребристой поверхностью. Накладка прижата к приливу обоймы корончатой гайкой, которая шплинтуется. Поверхность прилива обоймы также ребристая, со сквозной овальной прорезью, что позволяет регулировать установку обоймы. Кронштейн крепится к подшипниковому щиту 8 двигателя двумя шпильками, изолированными от него пластмассовыми и фарфоровыми изоляторами.

В каждом щеткодержателе установлены две щетки марки ЭГ-2Л (или ЭГ-14). К щеткам ток подводится через нажимные пальцы, которые соединены с обоймой, щеткодержателя гибким плоским шунтом. Эти же пальцы создают нажатие щеток на коллектор с помощью спиральных ленточных пружин. Один конец пружины входит в разрез регулировочной втулки, к другому заклепками крепится нажимной палец. Регулировку натяжения пружины осуществляют, поворачивая втулку на валике обоймы. Усилие нажатия пальца на щетку должно быть 2 кгс/мм2. Положение регулировочной втулки зафиксировано шплинтом.

Вентилятор 25 предназначен для создания потока воздуха с целью охлаждения двигателя. Он отлит из силумина и крепится заклепками к стальному фланцу, который сидит на валу якоря на шпонке. Воздух забирается вентилятором через вентиляционный патрубок 7 со стороны коллектора и выбрасывается через вентиляционные окна 23. Вентиляционный люк в патрубке и окна защищены стальными сетками.

Подшипниковые щиты 8 и 24 отлиты из стали. Их ставят с тугой посадкой в расточку корпуса. В средней части щитов установлены подшипники, в которых вращается якорь: со стороны коллектора — цилиндрический радиальный роликовый подшипник 3, со стороны вентилятора — шариковый подшипник 28.

Читайте также:  Электрические схемы АКСМ 32100

Для якорных подшипников применяют смазку типа 1 -13 жировую, которую закладывают при сборке двигателя. Добавляют смазку после пробега 16-17 тыс. км через отверстия в подшипниковых крышках 2 и 27, закрываемых болтовыми пробками.


Краткие характеристики двигателя

Тип ДК-210А-3
Возбуждение смешанное
Напряжение номинальное, В 550
Мощность номинальная, кВт 110
Ток часового режима, А 220
Ток продолжительного режима, А 185
Частота вращения номинальная, об/мин 1500
Частота вращения максимальная, об/мин 3900
Масса, кГ 725
Подшипник со стороны коллектора Роликовый, № 32310
Подшипник со стороны привода Шариковый, № 3086313
Якорь
Сопротивление обмотки,Ом 0.062
Марка провода ПСКД
Размер неизолированного провода, мм 1,56 Х 10
Число коллекторных пластин 175
Шаг по коллектору 1 — 88
Число пазов 35
Шаг по пазам 1 — 10
Размеры паза, мм 11,35 Х 31
Число сторон секций в пазу якоря 10
Число витков в секции 1
Число витков в секции 1
Обмотка последовательного возбуждения
Сопротивление обмотки,Ом 0.048
Число витков 24
Размер неизолированного провода, мм 1,25 Х 25
Обмотка параллельного возбуждения
Сопротивление обмотки,Ом 95
Число витков 930
Марка провода ПЭТ-155
Диаметр неизолированного провода, мм 0,96
Обмотка добавочных полюсов
Сопротивление обмотки,Ом 0.0355
Число витков 26
Число щеткодержателей 4
Щетки
Размеры 16х32х50
Наименьшая допустимая величина с учетом толщины резиновой накладки, мм 25
Марка ЭГ-2А,ЭГ-84
Нажатие на щетку,кгс 2,6 – 3,14

Тяговый двигатель ДК 213

Внещний вид электродвигателя

ТЭД


Габаритный чертеж электродвигателя

Чертеж электродвигателя


Краткие характеристики двигателя

Тип ДК-213
Возбуждение смешанное
Напряжение номинальное, В 550
Мощность номинальная, кВт 115
Ток часового режима, А 232
Частота вращения номинальная, об/мин 1430
Частота вращения максимальная, об/мин 3900
Масса, кГ 700
Якорь
Сопротивление обмотки,Ом 0.062
Число коллекторных пластин 175
Обмотка последовательного возбуждения
Сопротивление обмотки,Ом 0.048
Число витков 24
Обмотка параллельного возбуждения
Сопротивление обмотки,Ом 95
Число витков 930
Обмотка добавочных полюсов
Сопротивление обмотки,Ом 0.0355
Число витков 26
Число щеткодержателей 4
Щетки
Размеры (2х20)х32х42
Наименьшая допустимая величина с учетом толщины резиновой накладки, мм 25
Марка ЭГ-84,ЭГ-841
Нажатие на щетку,кгс 2,6 – 3,14

Вспомогательный двигатель ДК-661А-1/ДК-661Б

Внещний вид электродвигателя

ТЭД


Чертеж электродвигателя

Чертеж электродвигателя

         1 — крышка подшипника; 2 — шариковый подшипник; 3 — винт; 4, 16 — подшипниковые щиты; 5 — кронштейн щеткодержателя; 6 — крышка люка; 7 — стальная втулка; 8 — заклепка; 9 — катушка добавочного полюса; 10 — сердечник добавочного полюса; 11 — остов; 12 — сердечник якоря; 13 — сердечник главного полюса; 14 — катушка главного полюса; 15 — кожух; 17, 18 — крышки подшипника; 19 — шариковый подшипник; 20 — уплотнение; 21 — вентилятор; 22 — шпонка; 23 — обмотка якоря; 24 — коллекторная пластина; 25 — вал якоря.


Составные части и установка

Составные части и установка

         1 — электродвигатель ДК-661А-1; 2 — улитка; 3 — рабочее колесо; 4 — полумуфта; 5 — эластичная оболочка; 6 — крыльчатка генератора; 7 — рама; 8 — изолятор; 9 — кронштейн; 10 — хомут; 11 — генератор Г-263А; 12 — вентилятор двигателя; 13 — станина; 14 — полюсная катушка; 15 — катушка якоря; 16 — якорные листы; 17 — главный полюс; 18 — щеткодержатель; 19 — коллектор; 20 — подшипниковый щит; 21 — подшипник; 22 — вал; 23 — крышка подшипника; 24 — запор; 25 — кожух.


Габаритный чертеж электродвигателя

Габаритный чертеж


Схема электрических соединений

Чертеж электродвигателя


Краткие характеристики двигателя

Тип ДК-661А-1/ДК-661Б
Напряжение номинальное, В 550
Мощность номинальная, кВт 2,8/4
Ток часового режима, А 7,2
Ток продолжительного режима, А 7
Частота вращения номинальная, об/мин 1600/2000
Частота вращения максимальная, об/мин 3200/4000
Масса, кГ 130
Подшипник со стороны коллектора Шариковый №306
Подшипник со стороны привода Шариковый №306
Щетки
Число щеткодержателей 4
Число щеток в щеткодержателе 1
Марка ЭГ-74К, ЭГ-74С / ЭГ-84К, ЭГ-84С
Размеры 10 х 16 х 25
Наименьшая допустимая величина, мм 12,5
Нажатие на щетку,кгс 0,7 — 0,85
Якорь
Сопротивление обмотки, Ом 1,82
Число пазов 27
Шаг по пазам 1 — 7
Число сторон секций в пазу якоря 10
Число витков в секции 5
Число коллекторных пластин 135
Шаг по коллектору 1 — 68
Размеры паза, мм 7 Х 25
Марка провода ПСДКТ
Диаметр неизолированного провода, мм 0,77
Катушка последовательного возбуждения
Сопротивление катушки, Ом 8
Марка провода ПСД
Диаметр неизолированного провода, мм 1,45
Число витков на полюс 410
Добавочный полюс
Сопротивление катушки, Ом 1,5
Марка провода ПСД
Диаметр неизолированного провода, мм 1,45
Число витков 104,5
Читайте также:  Двери троллейбусов Шкода 9Tr

Электродвигатель компрессора ДК-408В / ДК-410Б

Внещний вид электродвигателя

ДК-410Б


Чертеж электродвигателя

Чертеж электродвигателя

         1. 5 — крышки подшипников, 2 — шариковый подшипник, 3 — болт, 4 — шайба, 6 — коллекторная втулка, 7-кольцевая гайка, 8 — траверса, 9-нажимная шайба, 10-колпак, 11 — фарфоровый изолятор, 12 — коллекторная пластина, 13 — щеткодержатели, 14-подшипниковый щит, 15, 22- нажимные шайбы, 16 — сердечник полюса, 17-корпус, 18 — пакет якоря, 19 — катушка полюса, 20-стальной бандаж, 21 — обмотка якоря, 23, 24 — крышка подшипника, 25 — цилиндрический роликовый подшипник, 26 — сальник, 27 — кронштейны, 28 — транспортные петли


Габаритный чертеж электродвигателя

Габаритный чертеж


Схема электрических соединений электродвигателя

Схема соединений


Краткие характеристики двигателя

Тип ДК-408В / ДК-410Б
Напряжение номинальное, В 550
Мощность номинальная, кВт 3,5
Ток часового режима, А 7,2
Частота вращения номинальная, об/мин 1100
Номинальный вращающий момент, Н·м 31,2
Масса не более, кГ 195
КПД, % 69,2
Демпферное сопротивление, Ом 6
Ток продолжительного режима,А 8,0
Подшипник со стороны коллектора Родиковый №32310
Подшипник со стороны привода Шариковый №308
Щетки
Число щеткодержателей 2
Число щеток в щеткодержателе 1
Размеры 10 х 25 х 40
Наименьшая допустимая величина, мм 20
Марка ЭГ-2А / ЭГ-61,ЭГ-84
Нажатие на щетку,кгс 1,0 — 2,1
Якорь
Сопротивление обмотки, Ом 2,77
Число пазов 45
Шаг по пазам 1 — 12
Число сторон секций в пазу 6
Число витков в секции 7
Число коллекторных пластин 135
Шаг по коллектору 1 — 68
Размер паза 6,7 Х 26
Марка провода ПЭЛБО
Диаметр неизолированного провода провода 1,08
Главный полюс
Сопротивление катушки, Ом 3,2
Марка провода ПБД
Диаметр неизолированного провода провода 1,95
Число витков на полюс 262

Генератор Г 263А (63.3701)

Внещний вид генератора

Г 263А


Чертеж и описание работы генератора

Чертеж генератора

         1- выпрямительный мостик, 2 — щеткодержатель, 3 — крышка, 4 — статор

Генератор 63.3701 (Г 263А) является трехфазной синхронной электрической машиной со встроенными кремниевыми выпрямителями.

Статор генератора набран из пластин, изготовленных из электротехнической стали, и по внутренней окружности имеет пазы, в которые уложена обмотка. Обмотка статора трехфазная, выполнена в виде отдельных катушек, соединенных в звезду. В каждой фазе по шесть катушек.

Ротор состоит из катушки возбуждения, намотанной на стальную втулку, к торцам которой примыкают два клювообразных полюса. Втулка и полюса ротора закреплены на валу прессовой посадкой. На вал напрессованы контактные кольца, к которым припаяны выводы обмотки возбуждения. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках из алюминиевого сплава.

На крышке 3 со стороны контактных колец укреплены щеткодержатели 2 и выпрямительный мостик 1 с кремниевыми выпрямителями, к которым подсоединены концы обмотки статора 4.

В начале работы генератора, когда частота вращения ротора и напряжение генератора малы, обмотка возбуждения генератора получает питание от аккумуляторной батареи. По мере увеличения частоты вращения ротора напряжение генератора растет. Когда оно станет выше напряжения аккумуляторной батареи, обмотка возбуждения генератора ОВГ начинает питаться от генератора через выпрямительный мостик. Постоянный ток, проходя по обмотке возбуждения генератора, создает вокруг ротора сильный магнитный поток. При вращении ротора генератора под каждым зубцом статора проходит то северный, то южный полюс ротора. Магнитный поток полюсов ротора пересекает обмотку статора, благодаря чему в ней индуктируется э.д.с., изменяющаяся по величине и направлению. Концы фазной обмотки статора соединены с трехфазным выпрямителем, который выпрямляет переменный ток статора.

Генератор применяется совместно с реле-регулятором , который поддерживает выходное напряжение в номинальных пределах, изменяя ток через обмотку возбуждения.


Схема генератора

Схема генератора


Краткие характеристики генератора

Тип Г 263А (63.3701)
Напряжение номинальное, В 28
Мощность длительная, кВт 4,2
Ток длительного режима, А 120
Ток максимальный, А 150
Тип выпрямительного блока БПВ 8 — 100 — 02
Число фаз статора 3
Число катушек в 1 фазе 6
Частота вращения не более при нагрузке 80А и напряжении 25В,об/мин 1850
Частота вращения наибольшая при токе нагрузки 150А,об/мин 2350
Масса (без фланца), кГ 22
Подшипник со стороны коллектора Шариковый № 305
Подшипник со стороны привода Шариковый № 306
Число щеток в щеткодержателе 2
Число щеткодержателей 2
Щетки
Размеры 6х6,5х15
Наименьшая допустимая величина, мм 8
Марка М1
Нажатие на щетку,кгс 0,5

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Комментарии: 2
  1. Есения Кириллова

    Прикольно, как электрические двигатели троллейбусов не просто тягу обеспечивают, а экономят бабки на топливе. Я помню, на троллейбусе сбежал до центра, а он так тихо шёл, что будто на катере плывёшь. Удобно и экологично!

  2. Лазарева Александра

    Недавно катался на троллейбусе и заметил, как тихо он ездит благодаря электрическим двигателям. Вау, это прям круто! Вспомнил, как в школе на физике про них рассказывали. Чистая экология и экономия — за такие вещи надо голосовать ногами!

Добавить комментарий