Чертеж тормозного крана 1 — тяга крана, 2 — защитный чехол, 3 — крышка рычага, 4 — приводной рычаг, 5 — отверстия для крепления крана, 5, 7 — корпус крана, 8 — седло впускного клапана, 9 — пробка, 10 — клапан в сборе, 11 — концевой выключатель, 12 — пружина диафрагмы, 13 — трубка диафрагмы, 14 — резиновая диафрагма, 15-нажимной диск, 16 — рабочая тарированная пружина, 17 — толкатель. 18 — ограничительный болт, 19 — ось приводного рычага. Описание тормозного крана На троллейбусе установлены два тормозных крана типа ЗИЛ-130 следящего действия. Они крепятся к кронштейну второй фермы с левого борта и предназначены для раздельной подачи сжатого воздуха из резервуаров в тормозные цилиндры колес и выпуска его в атмосферу. Левый кран осуществляет торможение колес ведущего моста, правый — колес ведомого моста. Корпус тормозного крана состоит из двух частей — 6 и 7, между которыми зажата резиновая диафрагма 14. В корпусе 6 размещен толкатель 17 с рабочей тарированной пружиной 16. Пружина 16 прижимает нажимной диск 15 к трубке 13. В корпусе 7 установлены пружина диафрагмы 12 и клапан в сборе 10. Седло впускного клапана 8 зажато в гнезде корпуса 7 пробкой 9, к которой подводится воздухопровод от воздушного резервуара тормозной системы, а седлом выпускного клапана служит торец трубки 13. Боковое отверстие корпуса 7 тормозного крана, установленного ближе к левому борту троллейбуса, соединено воздухопроводом с тормозными цилиндрами ведущего моста и манометром, расположенным слева на приборном щитке в кабине водителя. Боковое отверстие корпуса правого тормозного крана соединено с тормозными цилиндрами ведомого моста и манометром, расположенным справа на приборном щитке. Отверстие пробки 9 сообщается с тормозным резервуаром, боковое отверстие корпуса 6 служит для сообщения с атмосферой. В расторможенном состоянии троллейбуса впускной клапан тормозного крана закрыт. Полость А, соединенная трубопроводом с тормозными кранами через отверстие трубки 13 диафрагмы 12 (выпускной клапан), сообщается с атмосферой. С тормозной педали усилие передается на приводной рычаг 4 через тягу 1. Рычаг 4 поворачивается вокруг оси 19, нажимая на толкатель 17. Толкатель 17 перемещается вправо и, выгибая диафрагму 14, передвигает трубку 13. Трубка прижимается к резиновому конусу выпускного клапана 10, разобщая полость А с атмосферой. При дальнейшем передвижении толкателя 17 и трубки 13 открывается впускной клапан, пропуская сжатый воздух из резервуаров тормозной системы через отверстие в пробке 9, отверстие в седле впускного клапана 8 в полость А и далее в тормозные цилиндры, и диафрагма прогибается вправо. При нахождении тормозной педали под усилием ноги водителя в определенном положении прекращается дальнейшее увеличение давления на приводной рычаг 4 тормозного крана. В камере А и тормозных цилиндрах повышается давление сжатого воздуха и диафрагма 14 прогибается влево, передвигая трубку 13 и нажимной диск 15 и сжимая при этом рабочую тарированную пружину 16. Впускной клапан садится в седло 8, в результате чего прекращается поступление сжатого воздуха из тормозных резервуаров в тормозные цилиндры. Если необходимо ослабить тормозное усилие, следует уменьшить нажатие на тормозную педаль. Понизится давление на толкатель 17 и пружину 16. При этом впускной клапан остается закрытым, а откроется выпускной клапан, так как трубка диафрагмы 13 будет перемещаться за толкателем 17. Выпуск части сжатого воздуха в атмосферу ослабит тормозной эффект и одновременно уменьшит давление на диафрагму 14, тогда под усилием пружины 16 диафрагма 14 прогнется вправо, передвинет трубку 13 и закроет выпускной клапан — разъединит полость тормозного крана с атмосферой. Тормозной кран — следящего действия, т. е. каждому положению тормозной педали соответствует определенное давление сжатого воздуха в тормозных цилиндрах, а также определенное тормозное усилие, которое может изменяться только при изменении положения тормозной педали. При сбросе тормозной педали прекращается воздействие на приводной рычаг 4 тормозного крана. Оставшийся сжатый воздух в полости А прогнет диафрагму 14 влево, а вместе с ней трубку 13, торец которой отойдет от выпускного клапана и соединит полость А с атмосферой. Произойдет растормаживание троллейбуса. |