Троллейбус АКСМ 101

Общее описание

Троллейбус модели 101 — однозвенный, трехдверный, с резисторно-контакторной системой управления тяговым электродвигателем. Троллейбус имеет рамную конструкцию из открытого профиля (швеллера). У всех АКСМ-101 пуско-тормозные и шунтовые сопротивления и групповой реостатный контролер установлены на крыше, а компоновка приведена к единому стандарту (пневматический привод дверей, устройство кабины водителя является копией ЗиУ-682Г00).

Выпускалось несколько модификаций:

  •  АКСМ-101 (1994—1997 г.г.). Для питания низковольтных цепей используется вспомогательный мотор-генератор.
  •  АКСМ-101А (1996—1999 г.г.). Передний мост обычный.
  •  АКСМ-101М (1996—2002 г.г.). Применён передний мост «СуперМАЗ», изменено крепление тягового двигателя.
  •  АКСМ-101ПС (1997—2003). Отличие от модели 101М — для питания низковольтных цепей вместо вспомогательного двигатель-генератора используется статический преобразователь на 24В. В отличие от других АКСМ 101 у ПС квадратные фары, как у АКСМ-201, вмонтированные в бампер.

Габаритный чертеж троллейбуса

Троллейбус АКСМ 101

Основные характеристики троллейбуса

Максимальная конструктивная скорость, км/ч 60
Пассажировместимость, чел 114
Мест для сидения 30
Масса снаряженного троллейбуса не более, кг 10893
Масса максимальная не более, кг 18720
Число колес 6
Размерность шин 12,00 R20
Колесная база, мм 6025
Система управления двигателем Резисторно-контакторная
Трансмиссия Механическая, с одним карданным валом
Рулевое управление C гидроусилителем
Габаритные размеры, мм 12360 х 2500 х 3160
Внешний габаритный радиус поворота, не более, м 12,0
Максимальный подъем, преодолеваемый троллейбусом с полной массой, % 8
Входное напряжение, В 550
Номинальное напряжение в питающей сети потребителей, В 24
Уровень внешнего шума не более, дБ 83
Уровень внутреннего шума в кабине водителя не более, дБ 78
Уровень внутреннего шума в пассажирском салоне не более, дБ 84
Люфт рулевого колеса не более 20°
Аккумуляторные батареи 2 х 9НКЛБ-70
Тяговый электродвигатель
Тип ДК-213
Номинальная мощность, кВт 115
Напряжение, В 550
Частота вращения номинальная, об/мин 1430
Частота вращения максимальная, об/мин 3900
Ток номинальный, А 232
Масса, кг 700
Читайте также:  Троллейбус АКСМ 33302

Электрическое оборудование троллейбуса

Двигатель ДК 213 является двигателем смешанного возбуждения со значительным преобладанием магнитного поля последовательной обмотки возбуждения. Это позволяет увеличить магнитный поток при пуске и, следовательно, снизить пусковой ток и нагрев якоря. Установлен под кузовом в средней части троллейбуса. Для крепления к основанию кузова на корпусе двигателя имеется четыре кронштейна с отверстиями под болты. На болты надеты резиновые противовибрационные втулки, которые служат также для изоляции двигателя от кузова троллейбуса.

Вспомогательный электродвигатель ДК-661Б предназначен для привода генератора. Он представляет собой машину постоянного тока с последовательным возбуждением и самовентиляцией и рассчитан на продолжительный режим работы.Расположен под полом троллейбуса по левому борту.

Электродвигатель Г-732А применяется на троллейбусе в качестве привода насоса усилителя рулевого управления. Он представляет собой четырехполюсную электрическую машину закрытого исполнения с внешним обдувом от собственных вентиляторов.

Электродвигатель компрессора ДК-410Б является приводом компрессора и рассчитан на повторно-кратковременный режим с продолжительностью цикла 10 мин. Он выполнен четырехполюсным с последовательным возбуждением и имееет закрытое исполнение. Совместно с двигателем для ограничения пускового тока используется демпферное сопротивление 6,0 Ом.

Генератор Г 263А предназначен для питания низковольтных цепей управления, освещения, сигнализации,цепей привода механизмов открывания и закрывания дверей, зарядки аккумулятора. Расположен под полом троллейбуса по левому борту. Приводится в действие вспомогательным электродвигателем ДК-661Б.

Реле-регулятор РР-363 автоматически поддерживает напряжение, вырабатываемое генератором Г-263А в пределах 26,5-28 В и осуществляет автоматическую защиту основного регулируемого аппарата — транзистора при коротком замыкании обмотки возбуждения генератора.

Штангоуловители служат для защиты контактной сети и головки токоприемников от повреждений при сходе последней с контактного провода. Применяемые на троллейбусе электромеханические штангоуловители используют электродвигатели для опускания штанг в аварийной ситуации.

Контакторная панель представляет собой изоляционную доску, укрепленную на металлическом каркасе, на которой смонтированы контакторы и реле системы управления силовым тяговым приводом троллейбуса.

Групповой реостатный контроллер предназначен для включения и отключения пусковых резисторов в цепи тягового электродвигателя, а также для обеспечения необходимых переключений в цепи управления.

Контроллер управления кулачковый предназначен для реверсирования тягового электродвигателя, а также для управления тяговой электрической схемой троллейбуса.

Пускотормозные резисторы предназначены для уменьшения тока тягового двигателя при пуске троллейбуса, а также для поглощения электрической энергии, вырабатываемой двигателем в генераторном режиме при электрическом торможении.

Блок шунтовых резисторов ЯС-51 используется в качестве регулировочных и разрядных резисторов в цепи тягового электродвигателя.


Пневматическое оборудование троллейбуса

  • Состав пневматического оборудования

Пневматическая оборудование включает в себя компрессор ЭК-4В и независимые пневмоконтуры:

— Привод тормозных механизмов колес переднего моста.

— Привод тормозных механизмов колес заднего моста.

— Привод механизмов стояночного тормоза.

— Привод механизмов открывания и закрывания дверей.

— Контур пневматической подвески.

На троллейбусе АКСМ-101 применяется компрессор ЭК-4В. Компрессор двухцилиндровый, одноступенчатый, с горизонтальным расположением поршневой группы. Производительность компрессора 300 л/мин при 280 об/мин коленчатого вала с периодом включения не более 50% и продолжительностью цикла до 10 мин. Компрессор расположен под кузовом по левому борту и приводится в действии электродвигателем ДК-410Б

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Добавить комментарий