Элементы тормозные системы троллейбуса ЗиУ-9Б (ЗиУ 682Б)

Составные части привода тормозов

Привод тормозов

   1 — тормозной кран, 2 — коромысло, 3 — палец, 4 — тяга тормозного крана, 5 — масленка, 6 — шпонка, 7 — валик тормозной педали, 8 — рычаг, 9 — тормозная педаль, 10 — крышка рычага, 11 — корпус тормозного крана, 12 — клапан, 13 — пробка, 14 — контактная колодка, 15 — уравнивающая пружина, 16 — крышка выпускного отверстия, 17 — рычаг, 18 — защитный чехол, 19 — тяга, 20 — шар, 21 — крючок оттяжной пружины, 22 — кронштейн, 23 — тяга контроллера, 24 — оттяжная пружина, 25 — изолятор, 26 — тяга, 27 — вилка.


Чертеж привода тормозов

Чертеж привода тормозов

   а — вид сверху, б — вид сбоку. 1 — коромысло, 2 — регулировочные болты, 3 — ограничительный болт, 4 — тормозной кран, 5 — тяга контроллера водителя, 6 — тормозная педаль, 7 — оттягивающая пружина, 8 — ограничительный болт тормозного крана.


Описание привода тормозов

Тормозные краны должны быть отрегулированы так, чтобы вначале вступал в действие электрический тормоз и только после включения кулачкового элемента ТК-2 контроллера управления — пневматический тормоз. Регулировку нулевого положения тормозной педали осуществляют путем изменения длины тяги тормозного крана до тех пор, пока приводной рычаг не упрется в ограничительный болт 8 тормозного крана.

Одновременность срабатывания тормозных кранов регулируют поворотом коромысла 1 с помощью регулировочных болтов 2. При этом насколько ввертывают один болт, настолько же вывертывают второй. После регулировки болты 2 законтривают гайками.

Давление воздуха в тормозной системе при полном нажатии тормозной педали должно быть 4,5 кгс/см2, регулировка производится ограничительным болтом 3 хода тормозной педали.


Тормозные краны троллейбуса типа ЗИЛ-130

Чертеж тормозного крана

Тормозной кран

   1 — тяга крана, 2 — защитный чехол, 3 — крышка рычага, 4 — приводной рычаг, 5 — отверстия для крепления крана, 5, 7 — корпус крана, 8 — седло впускного клапана, 9 — пробка, 10 — клапан в сборе, 11 — концевой выключатель, 12 — пружина диафрагмы, 13 — трубка диафрагмы, 14 — резиновая диафрагма, 15-нажимной диск, 16 — рабочая тарированная пружина, 17 — толкатель. 18 — ограничительный болт, 19 — ось приводного рычага.


Описание тормозного крана

На троллейбусе установлены два тормозных крана типа ЗИЛ-130 следящего действия. Они крепятся к кронштейну второй фермы с левого борта и предназначены для раздельной подачи сжатого воздуха из резервуаров в тормозные цилиндры колес и выпуска его в атмосферу. Левый кран осуществляет торможение колес ведущего моста, правый — колес ведомого моста.

Корпус тормозного крана состоит из двух частей — 6 и 7, между которыми зажата резиновая диафрагма 14. В корпусе 6 размещен толкатель 17 с рабочей тарированной пружиной 16. Пружина 16 прижимает нажимной диск 15 к трубке 13. В корпусе 7 установлены пружина диафрагмы 12 и клапан в сборе 10. Седло впускного клапана 8 зажато в гнезде корпуса 7 пробкой 9, к которой подводится воздухопровод от воздушного резервуара тормозной системы, а седлом выпускного клапана служит торец трубки 13.

Боковое отверстие корпуса 7 тормозного крана, установленного ближе к левому борту троллейбуса, соединено воздухопроводом с тормозными цилиндрами ведущего моста и манометром, расположенным слева на приборном щитке в кабине водителя. Боковое отверстие корпуса правого тормозного крана соединено с тормозными цилиндрами ведомого моста и манометром, расположенным справа на приборном щитке. Отверстие пробки 9 сообщается с тормозным резервуаром, боковое отверстие корпуса 6 служит для сообщения с атмосферой.

В расторможенном состоянии троллейбуса впускной клапан тормозного крана закрыт. Полость А, соединенная трубопроводом с тормозными кранами через отверстие трубки 13 диафрагмы 12 (выпускной клапан), сообщается с атмосферой.

С тормозной педали усилие передается на приводной рычаг 4 через тягу 1. Рычаг 4 поворачивается вокруг оси 19, нажимая на толкатель 17. Толкатель 17 перемещается вправо и, выгибая диафрагму 14, передвигает трубку 13. Трубка прижимается к резиновому конусу выпускного клапана 10, разобщая полость А с атмосферой. При дальнейшем передвижении толкателя 17 и трубки 13 открывается впускной клапан, пропуская сжатый воздух из резервуаров тормозной системы через отверстие в пробке 9, отверстие в седле впускного клапана 8 в полость А и далее в тормозные цилиндры, и диафрагма прогибается вправо.

При нахождении тормозной педали под усилием ноги водителя в определенном положении прекращается дальнейшее увеличение давления на приводной рычаг 4 тормозного крана. В камере А и тормозных цилиндрах повышается давление сжатого воздуха и диафрагма 14 прогибается влево, передвигая трубку 13 и нажимной диск 15 и сжимая при этом рабочую тарированную пружину 16. Впускной клапан садится в седло 8, в результате чего прекращается поступление сжатого воздуха из тормозных резервуаров в тормозные цилиндры.

Если необходимо ослабить тормозное усилие, следует уменьшить нажатие на тормозную педаль. Понизится давление на толкатель 17 и пружину 16. При этом впускной клапан остается закрытым, а откроется выпускной клапан, так как трубка диафрагмы 13 будет перемещаться за толкателем 17. Выпуск части сжатого воздуха в атмосферу ослабит тормозной эффект и одновременно уменьшит давление на диафрагму 14, тогда под усилием пружины 16 диафрагма 14 прогнется вправо, передвинет трубку 13 и закроет выпускной клапан — разъединит полость тормозного крана с атмосферой.

Тормозной кран — следящего действия, т. е. каждому положению тормозной педали соответствует определенное давление сжатого воздуха в тормозных цилиндрах, а также определенное тормозное усилие, которое может изменяться только при изменении положения тормозной педали.

При сбросе тормозной педали прекращается воздействие на приводной рычаг 4 тормозного крана. Оставшийся сжатый воздух в полости А прогнет диафрагму 14 влево, а вместе с ней трубку 13, торец которой отойдет от выпускного клапана и соединит полость А с атмосферой. Произойдет растормаживание троллейбуса.


Тормозной цилиндр троллейбуса

Чертеж тормозного цилиндра

Тормозной цилиндр

   А — полость ступицы крышки; 1 — сухарь, 2 — штуцер, 3 — шаровая головка, 4 — корпус, 5 — поршень, 6 — манжета поршня, 7 — сальник поршня, 8 — возвратная пружина, 9 — направляющая поршня, 10 — передняя крышка, 11 — защитный чехол, 12 — шток, 13 — вилка, 14 — направляющий сальник, 15 — фильтр.


Описание тормозного цилиндра

Тормозные цилиндры передних и задних колес троллейбуса одинаковы. Корпус 4 тормозного цилиндра стальной, штампованный, с внутренним диаметром 150 мм. В днище корпуса вварен штуцер 2 с конической резьбой для крепления резинового шланга, по которому подводится сжатый воздух из тормозного крана. На поршне 5 поставлена для уплотнения резиновая манжета 6, а в канавку поршня уложена войлочная набивка (сальник) 7. Шток 12 имеет шарнирное соединение 3 с поршнем 5, позволяющее ему отклоняться при работе от продольной оси цилиндра. Шаровая головка 3 штока 12 может вращаться между сферической поверхностью тела поршня 5 и сухарями 1. С тормозным рычагом привода тормоза шток 12 соединен вилкой 13. Направляющая поршня 9 ввернута в поршень, при перемещении поршня 5 она скользит в бронзовой втулке, запрессованной в переднюю крышку 10.

Для свободного движения поршня и его направляющей внутреннюю поверхность цилиндра периодически смазывают смазкой ЦИАТИМ-201, а также регулярно набивают той же смазкой полость А ступицы крышки, которая закрывается сальником 14. От попадания грязи наружную шлифованную поверхность направляющей 9 предохраняет защитный чехол 11.

Между поршнем 5 и крышкой 10 помещена возвратная пружина 8, с помощью которой при растормаживании поршень со штоком возвращается в первоначальное положение. При этом сжатый воздух выходит из тормозного цилиндра через тормозной кран в атмосферу. Чтобы в правой части тормозного цилиндра при его работе не создавалось давления воздуха, в крышке 10 предусмотрены отверстия с фильтром 15.

Тормозные цилиндры укреплены на специальных кронштейнах двумя болтами, ввернутыми в крышку. При проверке работы тормозных цилиндров выход штока должен быть не более 30±2 мм на передних и не более 35±2 мм на задних цилиндрах.

Читайте также:  Карданная передача троллейбусов МАЗ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Устройство и эксплуатация троллейбусов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: