Общее описание
Троллейбус МТБ-82 представляет собой машину рамной конструкции: все узлы и агрегаты монтируются на раме, которая воспринимает все статические и динамические нагрузки, обеспечивая необходимую прочность всему троллейбусу в целом. Рама МТБ-82 состоит из соединённых между собой сваркой двух продольных лонжеронов и нескольких поперечных ферм. К этим силовым несущим элементам крепятся все основные узлы и агрегаты троллейбуса — кузов, тяговый двигатель ДК-202Б, балки переднего и заднего мостов на подвеске из полуэллиптических листовых рессор, пневмокомпрессор и баллоны для сжатого воздуха.
Кузов имеет две двери: одна в задней оконечности, другая сзади колёсной арки переднего моста. В дверных порталах устанавливаются ширмовые двери. С внутренней стороны кузова над дверными порталами установлены коробки для пневматических приводов открытия и закрытия дверей. Кабина водителя отделяется от пассажирского салона плоской переборкой со входной дверью и двумя стёклами.
Троллейбус оснащался пневмооборудованием для обеспечения работы многих узлов и агрегатов машины. Оно включало в себя компрессор, приводимый в действие вспомогательным электромотором, фильтр для очистки забортного воздуха, резервуары для его хранения, электропневматический регулятор давления в системе, механический клапан аварийного стравливания при отказе регулятора давления, главную магистраль и потребители сжатого воздуха. К последним относились пневмоприводы барабанных тормозов на обоих мостах троллейбуса, механизмы открытия и закрытия дверей, приводы лобовых стеклоочистителей.
Электрооборудование троллейбуса МТБ-82 получает питание напрямую от двухпроводной троллейбусной контактной сети с напряжением 550 В посредством подвижных штанг-токосъёмников. В его состав входят:
- тяговый электродвигатель (ТЭД) смешанного возбуждения ДК-202Б;
- пускотормозные сопротивления;
- контакторы группового реостатного контроллера;
- контроллер водителя (реверс тягового электродвигателя);
- радиореактор для подавления помех радиоприёму;
- мотор-компрессор пневмосистемы машины;
- цепи наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
- цепи внутреннего освещения пассажирского салона и кабины водителя;
- цепи обогрева пассажирского салона и лобового стекла.
Система управления током через ТЭД реостатно-контакторная (РКСУ) неавтоматическая косвенная (т. н. групповой реостатный контроллер). Все коммутации силовых цепей из пускотормозных сопротивлений и ТЭД выполняются водителем посредством управляемого педалями контроллера.
При своём ходе педали замыкают и размыкают служебные управляющие цепи напряжением в 100 В. К этим цепям подсоединены контакторы, которые коммутируют пускотормозные сопротивления в силовой цепи ТЭД.
Троллейбус МТБ-82 оснащался тремя типами тормозов — электродинамическим, пневматическим и ручным стояночным механическим.
Габаритный чертеж
Схема планировки салона
- Жёлтый: Пассажирский салон с сиденьями
- Зелёный: Кабина водителя
- Красный: Подножки
- Розовый: Сиденье кондуктора.
Вид кабины водителя
Расположение узлов на шасси
Тяговый электродвигатель 1 передает вращающий момент ведущим колесам 3 через карданный вал 2, червячный редуктор 4 и полуоси, расположенные в кожухе 5 заднего моста. Рулевое управление 6 размещено в передней части рамы 7.
Основные характеристики троллейбуса
Максимальная конструктивная скорость, км/ч | 55 |
Масса без пассажиров, кг | 9250 |
Габариты | |
---|---|
Длина, мм | 10365 |
Ширина, мм | 2615 |
Высота по крыше, мм | 3670 |
База, мм | 6000 |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения | 38 |
Номинальная | 56 |
Полная | 86 |
Тяговый двигатель | |
МТБ-82А | ДК-201 |
МТБ-82М | ДК-202 |
МТБ-82Д | ДК-202Б |
Пневматическое оборудование |
---|
В схеме пневматического оборудования засасывание воздуха в компрессор 88 производится через воздухоочиститель 37. Трехцилиндровый компрессор 38 приводится в действие электродвигателем последовательного возбуждения. Для предохранения пневматической системы от чрезмерного давления около головки компрессора установлен предохранительный клапан 40. Здесь же расположен обратный клапан 20. Воздух, нагнетаемый в резервуары, очищается от масла маслоотборным фильтром 89. Сжатый воздух от компрессора в резервуар 19 подается по трубопроводу 42, а в резервуар 45 — по трубопроводу 48. На резервуаре 19 установлен кран 18 для отбора воздуха. Резервуар 45 снабжен спускным краном 44. Из резервуара 45 по трубопроводу 41 воздух поступает к крестовине 34, откуда он направляется по трубопроводу 85 к тормозному крану 86, по трубопроводу 22 — к тройнику 21 и по трубопроводу 24 — к крестовине 3. От тормозного крана по трубопроводам ЗЗ и 4З сжатый возаух при торможении поступает в передние тормозные камеры 31 и 32 и задние тормозные камеры 46 н 47. Полость тормозного крана соединена трубопроводом ЗО с манометром 1. От тройника 21 по трубопроводам 7 и 16 воздух поступает к цилиндрам дверных механизмов 9 и 14. Трубопровод 16 посредством тройника 15 соединен с трубопроводом 12, подводящим сжатый воздух к крану 11 выключения дверей, расположенному у места кондуктора. Кран 11 снабжен трубкой 17, соединяющей его полость с атмосферой. Трубопровод 10 сообщает кран 11 с краном управления дверями, расположенным в кабине водителя. Трубопроводы 8 и 13 соединяют кран 6 с дверными механизмами 9 и 14. По трубопроводу 23 к крану 6 подается сжатый возух от магистрали 25. В троллейбусе применяются пневматические приводные механизмы открывания и закрывания дверей. Принципиальная схема механизма открывания и закрывания дверей Чертеж и описание работы приводного механизма Распределительный кран управления дверями |
Электрооборудование |
---|
Троллейбус МТБ — 82Д оборудован тяговым электродвигателем ДК-202Б со смешанным возбуждением и часовой мощностью 78 квт. Электрическая принципиальная схема Цепи управления тяговым приводо МТБ-82Д |
Как вам статья?
Как-то раз ехал в троллейбусе МТБ-82 на учёбу. Тишина, народ не тратит энергию на разговоры, а только в телефонах сидят. Но вот мамка одна с коляской зашла – сразу атмосфера ожила! Вспомнил, как в детстве в таком же катался с друзьями. Ностальгия!
Согласен, бывает так, что обычная поездка превращается в атмосферное событие! Я тоже помню, как ехал в троллейбусе с корешами, нагнали веселья. И вот, когда ввалилась молодая мама с коляской, толпа сразу оживилась, разговоры пошли. Ностальгия – это мощно!