Компрессор типа ЯТБ-1

Чертеж компрессора

Компрессор типа ЯТБ-1


Описание работы компрессора

Атмосферный воздух через воздухоочиститель 14 поступает в канал 3, опоясывающий все три цилиндра компрессора. При вращении коленчатого вала 1 поршням сообщается возвратно-поступательное движение. При перемещении поршня 2 вниз выпускной клапан 9 под действием пружины 8 закрывается, и в рабочей полости цилиндра 6 образуется разреженное пространство (вакуум). В нижнем положении поршня открываются отверстия 4, расположенные по окружности гильзы 5, через которые из канала 3 воздух устремляется в разреженное пространство полости цилиндра.

При обратном движении поршня (вверх) поступивший в рабочую полость цилиндра воздух сжимается. Достигнув некоторого давления, сжатый воздух преодолевает усилие пружины 8, открывает выпускной клапан 9 и выходит в полость 7 головки блока 10. Из этой полости через канал 13 и трубопровод 12 сжатый воздух поступает в резервуар.

Блок цилиндра 4 компрессора отливается из алюминиевого сплава или чугуна и обрабатывается в специальных приспособлениях.

В цилиндрах блока запрессованы стальные гильзы 5, каждая из которых имеет по восемь отверстий 4 для засасывания воздуха в рабочую полость. В тело блока цилиндров ввернуто восемь стальных шпилек, при помощи которых крепится головка блока.

Алюминиевая или чугунная головка блока 10 имеет внутри полость 7, куда поступает сжатый воздух из цилиндра. Для увеличения охлаждения поверхность головки, как и блока цилиндра, делается ребристой. В головке блока имеются три отверстия с резьбой по верхним и нижним краям для размещения выпускных клапанов. По нижнему краю в каждое отверстие головки ввернуто седло клапана, изготовляемое из стали. Собственно клапан представляет собой стальную пластинку, хорошо притертую к седлу. Пластинчатый клапан постоянно прижимается к седлу пружиной 8, расположенной на направляющем хвостовике пробки, ввернутой в отверстие по верхнему краю головки. Между головкой блока и пробками установлены шайбы из красной меди, а между блоком цилиндров и головкой блока — железоасбестовая прокладка.

Читайте также:  Двери троллейбуса ВМЗ 529801

Головка блока имеет восемь отверстий для установки ее на шпильке в теле блока цилиндров. Посредством штуцера внутренняя полость головки присоединяется к воздухопроводу 12.

Ход пластинчатого клапана при его открывании ограничивается нижним концом пробки и должен находиться в пределах 0,75 — 1,25мм. Седло выпускного клапана, ввернутое в головку, не должно выступать за нижнюю полость головки блока.

Чугунный поршень 2 компрессора соединен с верхней головкой шатуна посредством поршневого пальца, изготовляемого из стали. Поршневой палец закреплен в отверстии поршня стопором. Для уменьшения трения между поршневым пальцем и верхней головкой в нее запрессовывают бронзовую втулку, имеющую отверстие и канавку для смазки. На каждом поршне установлены два компрессорных и два маслосъемных кольца.

Нижняя головка шатуна соединена с шейкой коленчатого вала при помощи крышки и болтов. Для надежности соединения корончатые гайки шатунных болтов снабжены шплинтами. Отверстие нижней головки шатуна заливают баббитом и затем растачивают.

Коленчатый вал трехцилиндрового компрессора завода им. Урицкого изготовлен способом горячей штамповки из конструкционной стали марки ст. 45. В теле коленчатого вала имеются каналы для прохождения смазки, нагнетаемой масляным насосом. Вал установлен на двух опорах, снабженных шариковыми подшипниками.

Картер компрессора и нижнюю крышку отливают из алюминиевого сплава или чугуна. Для увеличения прочности нижнюю крышку иногда изготовляют из стали.


Чертеж масляного насоса компрессора

Компрессор типа ЯТБ-1

 


Описание работы масляного насоса компрессора

На коленчатом валу компрессора насажена ведущая цилиндрическая шестерня 1 со спиральными зубьями, которая находится в зацеплении с ведомой промежуточной шестерней 4. Ведомая шестерня 4 сидит на одном вару с ведущей шестерней 2 масляного насоса, имеющей прямые зубья. Ведущая шестерня 2 вращает вторую ведомую шестерню 3 масляного насоса. Масло нагнетается шестернями 2 и 3 при их вращении. В корпусе 6 к масляному насосу подходят два канала. Один канал — всасывающий 9 — идет из нижней части картера, а второй — нагнетательный 7 — направлен вверх. Отверстия в корпусе насоса, необходимые при сверлении каналов, закрыты пробками 5 и 10.

При вращении шестерен масло захватывается зубьями, проходит по окружности корпуса и выбрасывается в нагнетательйый канал. В верхней части крышки нагнетательный канал выходит к картеру компрессора, к маслораспределительным кольцам 11, запрессованным в картер, и к шейке коленчатого вала.

Через маслораспределительные кольца масло проходит в канал коленчатого вала, а затем поступает к шатунным подшипникам и через каналы в шатунах — к поршневым кольцам.

К нагнетательному каналу приспединен редукционный клапан 8 , ввернутый внутрь корпуса масляного насоса. Этот клапан отрегулирован таким образом, что при достижении определенного давления в нагнетательном канале клапан открывается и излишнее масло стекает в картер. При этом уменьшается давление в нагнетательном канале и система предохраняется от чрезмерного количества масла. Обычно редукционный клапан регулируют на давление 1,2 — 1,7 кГ/см² (при нагретом компрессоре). Для проверки давления масла в нагнетательном канале в корпусе масляного насоса имеется пробка 10.

При нормальной работе компрессора со скоростью вращения коленчатого вала 1200 об/мин температура головки блока не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 100º С, а температуру масла в картере — более чем на 50º С.


Характеристики компрессора

Производительность, л/мин 200
Средняя скорость вращения коленчатого вала, об/мин 1200
Диаметр цилиндра, мм 55
Ход поршня, мм 38
Электродвигатель
Тип ДК-653А
Мощность, кВт 1,9
Скорость вращения, об/мин 1375
Напряжение питания, В 600

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Добавить комментарий