Троллейбус ЗИУ-5

Общее описание

Кузов ЗиУ-5 представлял собой сварной остов из гнутых профилей различных толщины и сечения, обшитый алюминиевыми кузовными панелями, которые приклёпывались к несущим конструкциям каркаса кузова. Изнутри кузов обшивался отделочной фанерой,

Кузов имеет два дверных портала в своих оконечностях, в которых устанавливаются ширмовые двери. С внутренней стороны кузова над дверными порталами установлены коробки для приводов открытия и закрытия дверей. Изначально эти приводы были пневматическими, однако уже на первой крупносерийной модификации ЗиУ-5 их заменили на чисто электрические.

ЗиУ-5 является двухосным троллейбусом, у которого ведущими колёсами являются задние, а передние служат для задания и смены направления движения. Колёса, полуоси, элементы тормозных механизмов и подвески собраны в отдельный конструктивный узел — так называемый мост. Оба моста подвешиваются к несущему кузову ЗиУ-5 на полуэллиптических листовых рессорах.

Троллейбус ЗИУ-5

Пневматическое оборудование включает в себя компрессор, приводимый в действие вспомогательным электромотором, воздушный фильтр для очистки забортного воздуха, резервуары для его хранения, электропневматический регулятор давления в системе, механический клапан аварийного стравливания при отказе регулятора давления, главную магистраль и пневмоприводы барабанных тормозов на обоих мостах троллейбуса. Также, для облегчения управления троллейбусом, рулевое управление снабжалось пневмоусилителем.

Силовая высоковольтная цепь получает питание напрямую от двухпроводной троллейбусной контактной сети посредством подвижных штанг-токосъёмников. В состав высоковольтной цепи входят:

  • тяговый электродвигатель (ТЭД) смешанного возбуждения;
  • пускотормозные сопротивления;
  • контакторы группового реостатного контроллера;
  • контроллер водителя (реверс (задний ход) тягового электродвигателя)
  • радиореактор для подавления помех радиоприёму;
  • мотор-генератор для выработки низковольтного напряжения 24В;
  • мотор-компрессор пневмосистемы машины.
Читайте также:  Троллейбус ЗиУ-682Г-016

Низковольтная 24-вольтовая цепь получает питание от постоянно включённого мотор-генератора. В случае пропадания напряжения в контактной сети, отрыва от неё штанг или на стоянке с опущенными штангами её работоспособность поддерживается двумя аккумуляторными батареями. В низковольтную подсистему входят следующие цепи:

  • наружнего освещения и внутреннего освещения кабины водителя;
  • световой и звуковой сигнализации;
  • обогрева пассажирского салона, привода дверей и стеклоочистителей;
  • управления групповым реостатным контроллером;
  • контрольно-измерительных приборов;
  • точки радиотрансляции.

Троллейбус оснащался тремя типами тормозов — электродинамическим, пневматическим и стояночным. Последние два являются приводами колодочно-барабанного тормозного механизма на обоих мостах машины. При торможении и остановке они работали в следующей последовательности: сначала троллейбус тормозился электродинамически, его кинетическая энергия трансформировалась в ТЭД в электрическую и рассеивалась в виде тепла на пускотормозных сопротивлениях. При малых скоростях электродинамическое торможение теряло свою эффективность и троллейбус дотормаживался колодочно-барабанным тормозом. Остановившийся троллейбус фиксировался на месте ручным стояночным тормозом.

В самой первой модификации ЗиУ-5 присутствовала возможность рекуперативного торможения, когда электроэнергия, вырабатываемая ТЭД при замедлении,отдавалась обратно в контактную сеть и могла быть использована другими машинами на линии. Однако в серийных машинах возможность рекуперативного торможения убрали.


Чертеж троллейбуса

Троллейбус


Расположение узлов на шасси

Троллейбус ЗИУ-5

1 — педали тормоза и контроллера; 2 — рулевое управление; 3 — ручной тормоз; 4 — пневмаический усилитель рулевого управления; 5 — тормозной кран; 6 — конденсационный резервуар; 7 — передний мост; 8 — передняя рессора; 9 — генератор; 10 — вспомогательный двигатель; 11 — ящик шунтовых сопротивлений; 12 — групповой реостатный контроллер; 13 — ящик пусковых сопротивлений; 14 — воздушный резервуар; 15 — индуктивный шунт; 16 — тяговый электродвигатель; 17 — компрессор; 18 — ящик аккумуляторных батарей; 19 — карданный вал; 20 — задний мост; 21 — задняя рессора.

Читайте также:  Троллейбус ЗиУ-682В1

Вид кабины водителя

Троллейбус ЗИУ-5


Основные характеристики троллейбуса

Габаритные размеры
Длина, мм 11860
Ширина, мм 2680
Высота по крыше (без учета электрооборудования), мм 3120
Высота с учетом электрооборудования, мм 3560
Передний свес, мм 2680
Задний свес, мм 3000
База, мм 6100
Ширина колеи передних колес, мм 2000
Ширина колеи задних колес, мм 1910
Высота пола от уровня дороги, мм 936
Высота нижней ступеньки от уровня дороги, мм 320
Ширина дверного проема, мм 1200
Минимальный радиус поворота, мм 12000
Клиренс, мм 200
Масса и наполняемость троллейбуса
Снаряжённая масса, кг 9800 (9600 — у ЗИУ-5Д)
Полная масса, кг 1630
Мест для сидения 38
Номинальная 90
Полная 125
Тяговый двигатель
Тип двигателя ДК-207А (ЗИУ-5/5В/5Г); ДК-207Г (ЗИУ-5Д)
Мощность на валу (якорная), кВт/ч: 95(ДК-207А); 110(ДК-207Г)
Номинальное напряжение, В 550
Скорость вращения, об/мин 1430 (ДК-207А)
Скоростные характеристики
Максимальная скорость, км/час 68
Ускорение при разгоне, м/с2 1,4
Замедление при электродинамическом торможении, м/с2 1,5
Замедление при экстренном торможении, м/с2 5,0

Механическое оборудование

Мосты

Передние и задние мосты троллейбусов предназначены для восприятия веса рамы и кузова и передачи его на колеса. В зависимости от выполняемых функций мосты разделяются на ведущие, которые несут на себе ведущие колеса, и управляемые, несущие управляемые колеса.

На троллейбусе ЗИУ-5 ведущим мостом является задний. В состав заднего моста троллейбуса входят: картер, редуктор с дифференциалом, полуоси, ступицы с тормозными устройствами и рессоры. При помощи рессор ведущий мост воспринимает вес троллейбуса, приходящийся на заднюю часть рамы или основание каркаса кузова, передает вертикальную нагрузку колесам, а также тяговые и тормозные усилия ведущих колес на раму или кузов. Редуктор, дифференциал и полуоси размещены внутри картера заднего моста; на кожухах полуосей моста установлены ступицы колес.

Передний мост при помощи специальной подвески несет на себе раму кузова. Он снабжен устройствами для установки ступиц с колесами, которыми передает нагрузку от рамы и кузова. Благодаря наличию поворотных цапф передние колеса могут поворачиваться на некоторый угол по отношению к продольной оси, обеспечивая тем самым движение троллейбуса, в нужном направлении.

Двухступенчатый редуктор заднего моста

Задний мост и ступица

Передний мост и ступица


Рулевое управление

Рулевое управление троллейбуса представляет собой совокупность механизмов и устройств, служащих для изменения направления движения. При помощи рулевого управления водитель осуществляет поворот передних управляемых колес и таким образом изменяет направление движения троллейбуса.

На троллейбусе ЗИУ-5 поворот внутреннего колеса около шкворня достигает 37°, а наружного — 3I° 48′.

Конструкция рулевого механизма

Пневматический усилитель рулевого управления


Тормозные системы

Троллейбус оборудован тремя тормозными системами :

  • механическими тормозами барабанного типа, действующими на четыре колеса с пневматическим приводом от тормозной педали;
  • механическими тормозами барабанного типа, действующими на два задних колеса, с приводом от рычага ручного тормоза;
  • электродинамическая тормозная система.

Троллейбусы типа ЗИУ-5 снабжены принципиально такими же основыми тормозными системами и устройствами, что и МТБ-82.

Тормозное устройство барабанного типа

Ручной привод тормоза

Тормозной кран (типа ЗИЛ 127)

Тормозной цилиндр

Как вам статья?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Добавить комментарий