Общее описание
Кузов ЗиУ-5 представлял собой сварной остов из гнутых профилей различных толщины и сечения, обшитый алюминиевыми кузовными панелями, которые приклёпывались к несущим конструкциям каркаса кузова. Изнутри кузов обшивался отделочной фанерой,
Кузов имеет два дверных портала в своих оконечностях, в которых устанавливаются ширмовые двери. С внутренней стороны кузова над дверными порталами установлены коробки для приводов открытия и закрытия дверей. Изначально эти приводы были пневматическими, однако уже на первой крупносерийной модификации ЗиУ-5 их заменили на чисто электрические.
ЗиУ-5 является двухосным троллейбусом, у которого ведущими колёсами являются задние, а передние служат для задания и смены направления движения. Колёса, полуоси, элементы тормозных механизмов и подвески собраны в отдельный конструктивный узел — так называемый мост. Оба моста подвешиваются к несущему кузову ЗиУ-5 на полуэллиптических листовых рессорах.
Пневматическое оборудование включает в себя компрессор, приводимый в действие вспомогательным электромотором, воздушный фильтр для очистки забортного воздуха, резервуары для его хранения, электропневматический регулятор давления в системе, механический клапан аварийного стравливания при отказе регулятора давления, главную магистраль и пневмоприводы барабанных тормозов на обоих мостах троллейбуса. Также, для облегчения управления троллейбусом, рулевое управление снабжалось пневмоусилителем.
Силовая высоковольтная цепь получает питание напрямую от двухпроводной троллейбусной контактной сети посредством подвижных штанг-токосъёмников. В состав высоковольтной цепи входят:
- тяговый электродвигатель (ТЭД) смешанного возбуждения;
- пускотормозные сопротивления;
- контакторы группового реостатного контроллера;
- контроллер водителя (реверс (задний ход) тягового электродвигателя)
- радиореактор для подавления помех радиоприёму;
- мотор-генератор для выработки низковольтного напряжения 24В;
- мотор-компрессор пневмосистемы машины.
Низковольтная 24-вольтовая цепь получает питание от постоянно включённого мотор-генератора. В случае пропадания напряжения в контактной сети, отрыва от неё штанг или на стоянке с опущенными штангами её работоспособность поддерживается двумя аккумуляторными батареями. В низковольтную подсистему входят следующие цепи:
- наружнего освещения и внутреннего освещения кабины водителя;
- световой и звуковой сигнализации;
- обогрева пассажирского салона, привода дверей и стеклоочистителей;
- управления групповым реостатным контроллером;
- контрольно-измерительных приборов;
- точки радиотрансляции.
Троллейбус оснащался тремя типами тормозов — электродинамическим, пневматическим и стояночным. Последние два являются приводами колодочно-барабанного тормозного механизма на обоих мостах машины. При торможении и остановке они работали в следующей последовательности: сначала троллейбус тормозился электродинамически, его кинетическая энергия трансформировалась в ТЭД в электрическую и рассеивалась в виде тепла на пускотормозных сопротивлениях. При малых скоростях электродинамическое торможение теряло свою эффективность и троллейбус дотормаживался колодочно-барабанным тормозом. Остановившийся троллейбус фиксировался на месте ручным стояночным тормозом.
В самой первой модификации ЗиУ-5 присутствовала возможность рекуперативного торможения, когда электроэнергия, вырабатываемая ТЭД при замедлении,отдавалась обратно в контактную сеть и могла быть использована другими машинами на линии. Однако в серийных машинах возможность рекуперативного торможения убрали.
Чертеж троллейбуса
Расположение узлов на шасси
1 — педали тормоза и контроллера; 2 — рулевое управление; 3 — ручной тормоз; 4 — пневмаический усилитель рулевого управления; 5 — тормозной кран; 6 — конденсационный резервуар; 7 — передний мост; 8 — передняя рессора; 9 — генератор; 10 — вспомогательный двигатель; 11 — ящик шунтовых сопротивлений; 12 — групповой реостатный контроллер; 13 — ящик пусковых сопротивлений; 14 — воздушный резервуар; 15 — индуктивный шунт; 16 — тяговый электродвигатель; 17 — компрессор; 18 — ящик аккумуляторных батарей; 19 — карданный вал; 20 — задний мост; 21 — задняя рессора.
Вид кабины водителя
Основные характеристики троллейбуса
Габаритные размеры | |
---|---|
Длина, мм | 11860 |
Ширина, мм | 2680 |
Высота по крыше (без учета электрооборудования), мм | 3120 |
Высота с учетом электрооборудования, мм | 3560 |
Передний свес, мм | 2680 |
Задний свес, мм | 3000 |
База, мм | 6100 |
Ширина колеи передних колес, мм | 2000 |
Ширина колеи задних колес, мм | 1910 |
Высота пола от уровня дороги, мм | 936 |
Высота нижней ступеньки от уровня дороги, мм | 320 |
Ширина дверного проема, мм | 1200 |
Минимальный радиус поворота, мм | 12000 |
Клиренс, мм | 200 |
Масса и наполняемость троллейбуса | |
Снаряжённая масса, кг | 9800 (9600 — у ЗИУ-5Д) |
Полная масса, кг | 1630 |
Мест для сидения | 38 |
Номинальная | 90 |
Полная | 125 |
Тяговый двигатель | |
Тип двигателя | ДК-207А (ЗИУ-5/5В/5Г); ДК-207Г (ЗИУ-5Д) |
Мощность на валу (якорная), кВт/ч: | 95(ДК-207А); 110(ДК-207Г) |
Номинальное напряжение, В | 550 |
Скорость вращения, об/мин | 1430 (ДК-207А) |
Скоростные характеристики | |
Максимальная скорость, км/час | 68 |
Ускорение при разгоне, м/с2 | 1,4 |
Замедление при электродинамическом торможении, м/с2 | 1,5 |
Замедление при экстренном торможении, м/с2 | 5,0 |
Механическое оборудование |
---|
МостыПередние и задние мосты троллейбусов предназначены для восприятия веса рамы и кузова и передачи его на колеса. В зависимости от выполняемых функций мосты разделяются на ведущие, которые несут на себе ведущие колеса, и управляемые, несущие управляемые колеса. На троллейбусе ЗИУ-5 ведущим мостом является задний. В состав заднего моста троллейбуса входят: картер, редуктор с дифференциалом, полуоси, ступицы с тормозными устройствами и рессоры. При помощи рессор ведущий мост воспринимает вес троллейбуса, приходящийся на заднюю часть рамы или основание каркаса кузова, передает вертикальную нагрузку колесам, а также тяговые и тормозные усилия ведущих колес на раму или кузов. Редуктор, дифференциал и полуоси размещены внутри картера заднего моста; на кожухах полуосей моста установлены ступицы колес. Передний мост при помощи специальной подвески несет на себе раму кузова. Он снабжен устройствами для установки ступиц с колесами, которыми передает нагрузку от рамы и кузова. Благодаря наличию поворотных цапф передние колеса могут поворачиваться на некоторый угол по отношению к продольной оси, обеспечивая тем самым движение троллейбуса, в нужном направлении. Двухступенчатый редуктор заднего моста Рулевое управлениеРулевое управление троллейбуса представляет собой совокупность механизмов и устройств, служащих для изменения направления движения. При помощи рулевого управления водитель осуществляет поворот передних управляемых колес и таким образом изменяет направление движения троллейбуса. На троллейбусе ЗИУ-5 поворот внутреннего колеса около шкворня достигает 37°, а наружного — 3I° 48′. Конструкция рулевого механизма Пневматический усилитель рулевого управления Тормозные системыТроллейбус оборудован тремя тормозными системами :
Троллейбусы типа ЗИУ-5 снабжены принципиально такими же основыми тормозными системами и устройствами, что и МТБ-82. |
Как вам статья?