Рулевое управление троллейбуса ЗИУ-5

Чертеж рулевого управления

Рулевое управление троллейбуса ЗИУ-5

Рулевой механизм состоит из глобоидального червяка 1, размещенного на двух конических роликовых подшипниках 4 и 11, и трехрядного ролика 5, установленного на оси 7 в игольчатых подшипниках 6. В червяк 1 запрессована нижняя шлицевая часть рулевого вала 8, конец которого развальлован. Верхний конусный конец этого вала соединен с рулевым колесом 14. Место соединения фиксируется шпонкой и затягивается гайкой. Верхняя часть рулевого вала установлена в шариковом радиально-упорном подшипнике 18, расположенном во внешней трубе 12 рулевой колонки.

Механизм глобоидальной передачи размещен в картере 2, отлитом из ковкого чугуна. В съемной боковой крышке 15 картера расположена одна из втулок вала 16 рулевой сошки 18. В картер рулевого механизма запрессован нижний конец внешней трубы 12 рулевой колонки. Рулевая сошка 18 установлена на конусном конце вала 16, снабженном мелкими шлицами, и закреплена гайкой 17. Вал рулевой сошки вращается в двух брoнзовых втулках, запрессованных в картер 2 и крышку 15. Во избежание перекоса и защемления вала сошки обработка обеих втулок производится одновременно.

Для регулирования и устранения зазора при износе конических роликовых подшипников глобоидального червяка под фланец нижней крышки 9 картера закладывают набор тонких стальных прокладок 10. В случае износа подшипников 4 и 11 часть стальных прокладок удаляют.

Внутри полого рулевого вала пропущены два провода 8 для кнопки электрического сигнала, помещенной в ступице рулевого колеса.

Среднее угловое передаточное число рулевого механизма составляет 23,5: 1. Полный поворот из одного крайнего положения в другое совершается за 4,85 оборота рулевого колеса.
Для облегчения труда водителя рулевой механизм снабжен пневматическим усилителем.


Пневматический усилитель рулевого управления

Рулевое управление троллейбуса ЗИУ-5

При повороте рулевого колеса глобоидальный червяк 1, взаимодействуя с трехрядным роликом 2, заставляет поворачиваться держатель 3 ролика и вал 4 сошки руля. На одном из концов вала 4 с помощью шлиц установлено рычажное устройство 6, которое своим нижним концом шарнирно(в точке А) связано с двухплечим рычагом 5. При вращении вала 4 сошки руля шлицевой рычаг 6, стремясь повернуться вместе с валом 4, нажимает на двухплечий рычаг 5 в точке А и смещает его вправо или влево, в зависимости от направления вращения рулевого колеса. При повороте рычаг 5 встречает большое сопротивление в точке Б, так как последняя шарнирно соединена с продольными рулевыми тягами 7 и 11 и, следовательно, с рулевой трапецией. Поэтому в начале перемещения рычаг 5 под действием силы, приложенной в точке А, поворачивается относительно точки Б и, выбирает зазор между шлицевой втулкой рычага 6 и отверстием в двухплечем рычаге 5 (величина этого зазора составляет 3 мм на сторону). При выборке этого зазора и перемещении верхнего конца рычага 5 вправо или влево сжимается пружина 17. Затем при дальнейшем повороте вала сошки руля перемещается передняя продольная тяга 7, поворачивается рычаг 9 и, следовательно, перемещается задняя продольная рулевая тяга 11. От рулевой тяги 11 усилие передается на рычаг поворотнэй цапфы левого колеса, в результате чего осуществляется поворот управляемых колес.

Читайте также:  Дисковые тормозные механизмы троллейбуса LAZ E183D1-01

Взаимодействие пневматического усилителя с рычажной передачей рулевого привода происходит следующим образом. При повороте вала 4 и перемещении верхнего конца двухплечего рычага 5 перемешается тяга 15, шарнирно связанная с рычагом 5 при помощи специального хомутика.

Тяга 10 воздействует на коромысло 15 воздухораспределителя 14 и в результате выборки указанного выше зазора заставит сработать один из клапанов 12 или 18 воздухораспределителя. В этом случае сжатый воздух из резервуара поступит в цилиндр 8 пневматического усилителя, и шток 10 сообщит усилие рычагу 9, что вызовет перемещерие задней продольной тяги 11 вперед или назад и соответствующий поворот управляемых колес.

Если водитель возвращает рулевое колесо в нейтральное положение, то под воздействием пружины 17 верхний конец рычага 5, а следовательно, и коромысло 15 воздухораспределителя также возвращаются в исходное положение. При этом сжатый воздух из цилиндра усилителя рулевого механизма выходит в атмосферу.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Комментарии: 1
  1. Екатерина

    Недавно катался на троллейбусе ЗИУ-5 и вспомнил, как в детстве всегда ловил кайф от того, как рулевое управление у него прямо феерично работает! Настоящий кайф! В поворотах чувствуешь, как она слушается четко — будто твоя рука стирает границы между водителем и машиной. Респект!

Добавить комментарий