ELTROLL Троллейбусный сайт


Троллейбус ЗИУ 9Б
Каталог
Общее описание

         ЗиУ-9б является высокопольным троллейбусом большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Его стальной сварной корпус монтируется на стальном каркасе, состоящем из трубчатой рамы сложной пространственной формы, поперечных ферм и продольных лонжеронов.
         Корпус имеет три двери — одну узкую в носовой оконечности и две широкие — в середине и кормовой оконечности. Двери ширмовые, открываются и закрываются автоматически из кабины водителя посредством электропривода.
         Система управления током через тяговый электродвигатель (ТЭД) — реостатная-контакторная автоматическая косвенная (групповой контроллер). Все коммутации силовых цепей из пускотормозных сопротивлений и ТЭД выполняются служебным низковольтным серводвигателем. Пускотормозные сопротивления ограничивают ток через ТЭД, таким образом управляя скоростью его вращения и развиваемым им крутящим моментом.
         ЗиУ-9Б оснащён мотор-генератором для преобразования входного постоянного напряжения 550 В в низковольтное служебное 24 В. Это преобразование является очень простым — электромотор на 550 В вращает соосный с ним генератор постоянного тока на 24 В. Помимо этого, мотор-генератор оснащён вентилятором, служащим для охлаждения пуско-тормозных реостатов. Низковольтная система включает в себя групповой реостатный контроллер, наружное и внутреннее освещение и сигнализацию, приводы дверей и две аккумуляторные батареи. Благодаря разделению уровней напряжений резко уменьшается опасность поражения пассажиров и водителя электрическим током. Всё электрооборудование внутри пассажирского салона и кабины водителя работает от безопасного напряжения 24 В.
         Силовые 550-вольтовые цепи и агрегаты изначально расположены под полом. Однако низкая электробезопасность подобного решения привела к тому, что в ходе капитально-восстановительного ремонта троллейбусов в условиях депо или ремонтных заводов высоковольтное оборудование часто выносилось на крышу.
         Тормозная система ЗиУ-9Б включает в себя электродинамический, стояночный и пневматический тормоз. Для обеспечения работы последнего машина оснащена пневмокомпрессором.


  • Габаритный чертеж троллейбуса

Троллейбус ZIU 9B



  • Расположение узлов и блоков

Троллейбус ZIU 9

   1 - Задний мост; 2 - Упругий элемент пневматический; 3 - Аккумуляторная батарея; 4 - Тяговый двигатель; 5 - Шунтовые резисторы ЯС-42; 6 - Мотор-вентилятор; 7 - Пуско-тормозные резисторы; 8 - Передний мост; 9 - Амортизатор; 10 - Тяга спуска конденсата; 11 - Гидроусилитель руля; 12 - Ресивер; 13 - Рулевой механизм; 14 - Фара; 15 - Рулевая колонка; 16 - Контроллер водителя; 17 - Выключатель высоковольтных цепей; 18 - Рулевое колесо; 19 - Солнцезащитный щиток; 20 - Высоковольтные предохранители; 21 - Высоковольтный автоматический выключатель; 22 - Высоковольтные кабеля; 23 - Радиореактор; 24 - Штанга токоприемника; 27 - Головка токоприемника; 26 - Электродвигатель управления задней дверью;

  • Кабина водителя

Кабина водителя

   1 - Панель с пакетными выключателями гидроусилителя и аккумуляторной батареи; 2 - Выключатели вспомогательного двигателя, двигателя компресора, печей кабины и салона; 3 - Выходной патрубок обогрева стекла; 4 - Переключатель поворотов; 5 - Стеклоочиститель; 6 - Панель управления; 7 - Регулятор режима работы печи кабины; 8, 12, 14, 18 - Контрольные лампы состояния троллейбуса; 9 - Часы; 10 - Контрольная лампа индикации высокого напряжения; 11 - Переключатель стеклоочистителей; 13 - Спидометр; 15 - Вольтметр низковольтного напряжения; 16, 19 - Манометры; 17, 20 - Амперметры ; 21 - Ножной переключатель света фар; 22 - Блок управления штангоуловителями; 23 - Панель с контактором печи кабины; 24 - Контроллер управления; 25 - Розетка напряжения 12 в.; 26 - Реле-регулятор; 27 - Громкоговорящее устройство; 28 - Регулятор давления; 29 - Реле времени; 30 - Автоматический выключатель высокого напряжения; 31 - Панель с высоковольтными предохранителями.

  • Вид кабины водителя

Кабина водителя


  • Основные характеристики троллейбуса
Максимальная конструктивная скорость, км/ч 68
Максимально преодолеваемый подъем, % 8
Габаритные размеры, мм 1200/2500/3355
Колесная база, мм 6200
Пассажировместимость максимальная, чел 125
Пассажировместимость номинальная, чел 91
Мест для сидения 30
Снаряженная масса, кг 10050
Полная масса, кг 16490

Тяговый двигатель
Модель ДК-210А-3, коллекторный, постоянного тока
Мощность, кВт 110
Напряжение, В 600
Частота вращения, об/мин макс. 3900
Способ охлаждения Самовентиляция
Система управления Реостатно-контакторная

Система обеспечения троллейбуса низковольтной энергией
Генератор Г 263А
Аккумуляторная батарея 9 НКЛБ-70 - 2 секции

Электрическое оборудование троллейбуса
  • Расположение электрооборудования

Расположение электрооборудования

       1 - Токоприемник РТ-6И; 2 - Радиореактор ИК-20А; 3 - Изолятор; 4 - Элементы резисторов КФ-62А; 5 - Плавкая вставка; 6 - Высоковольтный кабель; 7 - Автоматический выключатель АВ-8А-1: 8 - Блок предохранителей; 9 - Реле-регулятор РР-363; 10 - Выключатели аккумуляторных батарей и двигателя гидроусилителя руля; 11 - Выключатели вспомогательных цепей ВУ-222А; 12 - Блок управления штангоуловителями; 13 - Желоб с электропроводами; 14 - Контроллер водителя КВП-22Б; 15 - Контакторная панель ТП-94В; 16 - Регулятор давления АК-11Б; 17 - Ящик пусковых резисторов КФ-51Г; 18 - Групповой реостатный контроллер ЭКГ-20Б; 19 - Ящик шунтовых резисторов ЯС-42; 20 - Двигатель ДК-661 с вентилятором и генератор Г-263А; 21 - Ящик сопротивлений КФ-62А; 22 - Тяговый двигатель ДК-210А-3; 23 - Аккумуляторная батарея 9НКЛБ-70; 24 - Рукоятка; 25 - Пружина; 26 - Неподвижный контакт; 27 - Подвижный контакт; 28 - Дугогасительная камера; 29 - Электромагнит.


       Для отопления салона и кабины троллейбуса используются электрокалориферные блоки. Представлены общий вид, составные части, порядок подключения нагревательных элментов.

       На троллейбусах ЗИУ-9Б применяются тяговые двигатели типа ДК-210А-3. Это двигатели смешанного возбуждения со значительным преобладанием магнитного поля последовательной обмотки возбуждения, что позволяет увеличить магнитный поток при пуске двигателя и, следовательно, снизить пусковой ток и нагрев якоря.

Подключение электродвигателя



       Приведены внешний вид, устройство, чертежи, характеристики, описание работы.

  • Устройство подзарядки аккумуляторной батареи
       Для питания низковольтных цепей троллейбуса и подзарядки аккумуляторных батарей применен трехфазный генератор со встроенными выпрямителями Г 263А. Он подвешен под троллейбусом с левой стороны и соединен эластической муфтой с вращающим его вспомогательным двигателем ДК 661А-1. Вспомогательный двигатель выполняет также функцию вентилятора пуско - тормозных резисторов.

       Для поддержания постоянного выходного напряжения используется реле-регулятор напряжения. На первых моделях троллейбуса устанавливался РР361-А, на последующих - РР363.

       Пусковые - тормозные резисторы служат для уменьшения пускового тока тягового двигателя и выводятся из силовой цепи двигателя по мере увеличения частоты вращения якоря двигателя. В тормозном режиме рассеивают электрическую энергию, вырабатываемой двигателем в режиме генератора при электрическом торможении.

       На троллейбусе блок резисторов КФ-51Г помещен в ящик, который установлен под троллейбусом и обдувается вентилятором вспомогательного двигателя ДК 661А-1.

       Приведены составные части блока, монтажная схема и характеристики резисторов.

       На троллейбусе ЗИУ-9Б применяются штангоуловители с электромеханическим приводом.

       При сходе токоприемника с контактного провода включается электродвигатель и, накручивая канат на барабан, притягивает штангу к крыше троллейбуса.

       На троллейбусе применен групповой реостатный контроллер типа ЭКГ-20Б-1. Он предназначен для выведения пусковых реостатов из цепи тягового двигателя под контролем реле ускорения, ослабления поля возбуждения двигателя и переключений в цепи управления, связанных с автоматическим пуском.

       Приведены общий вид контроллера, составные части, чертеж, схема электрических соединений, технические характермстики, описание работы.

       В качестве контроллера управления используется контроллер типа КВП-22Б. Управляет этим контроллером водитель, который нажимая на педали хода или тормоза задает режим работы тяговому двигателю - пуск, регулирование скорости или торможение.

       Приведены общий вид контроллера, составные части, чертеж, схема электрических соединений, технические характермстики, описание работы.

       Токоприемники троллейбуса должны удовлетворять следующим требованиям: обеспечивать необходимую силу нажатия головки на контактный провод, надежный безискровый токосъем при различной высоте подвески контактных проводов, больших скоростях движения и отклонении троллейбуса от оси контактных проводов; иметь достаточную прочность и небольшую массу подвижных частей, надежную изоляцию их друг от друга и от корпуса троллейбуса..
       На троллейбусе установлены два токоприемника типа РТ-6И. Они осуществляют подвижное электрическое соединение между контактными проводами и электрическим оборудованием троллейбуса.

  • Автоматический выключатель АВ-8А-1
       Автоматический выключатель предназначен для защиты тягового электродвигателя и электрических аппаратов от перегрузок и токов короткого замыкания.
       Выключатель расположен на перегородке кабины водителя.

         Внешний вид выключателя

         Чертеж выключателя

         Описание работы выключателя

         Технические характеристики выключателя



  • Панель ПР-119 и реле времени РЭВ-816
       На изоляционной панели ПР-119 установлено реле времени РЭВ-816, которое используется в схеме управления тяговым двигателем. Величина задержки устанавливается 0,8 сек.
       Панель расположена на перегородке кабины водителя.

         Внешний вид панели

         Схематический вид панели

         Внешний вид реле времени РЭВ-816

         Технические характеристики реле времени РЭВ-816



  • Контакторная панель ТП 94В
       Контакторная панель ТП-94В является унифицированным блоком, используемым на троллейбусах с реостатно-контакторной системой управления тяговым приводом. Она представляет собой изоляционную доску, укрепленную на металлическом каркасе, на которой смонтированы аппараты системы управления силовым тяговым приводом троллейбуса.
       Панель расположена в кабине водителя

         Общий вид панели

         Расположение элементов на панели

         Схема электрических соединений

         Монтаж панели

         Назначение и типы элементов панели



Пневматическое оборудование троллейбуса
  • Расположение пневмооборудования

Расположение пневмооборудования

       1 - Дроссель; 2 - Футорка; 3 - Каркас; 4 - Указатель уровня; 5 - Стакан; 6 - Штуцер; 7 - Упругий элемент пневмоподвески: 8 - Тормозной цилиндр; 9 - Компрессор; 10 - Влагомаслоотделитель; 11 - Противозамораживатель; 12 - Тормозной кран; 13 - Датчик аварийного давления; 14 - Регулятор давления АК-11Б; 15 - Буксировочный клапан; 16 - Воздушный резервуар; 17 - Редуктор давления; 18 - Корпус; 19 - Диффузор; 20 - Направляющая спираль; 21 - Решетка; 22 - Сливной краник; 23 - Корпус; 24 - Поршень; 25 - Крашка; 26 - Вилка; 27 - Штуцер; 28 - Гайка; 29 - Шарик; 30 - Корпус; 31 - Корпус; 32 - Пружина; 33 - Клапан; 34 - Пружина; 35 - Корпус; 36 - Нажимной диск диафрагмы; 37 - Диафрагма; 38 - Переходник; 39 - Клапан; 40 - Канал; 41 - Крышка; 42 - Элемент кепления; 43 - Буфер; 44 - Нижний фланец; 45 - Резинокордная оболочка; 46 - Поршень; 48 - Корпус; 49 - Кулачок; 50 - Пружина; 51 - Впускной клапан; 57 - Рычаг; 58 - Шарик; 59 - Пружина; 60 - Корпус.

  • Чертеж расположения пневмооборудования

Расположение пневмооборудования

       1 - упругие элементы пневмоподвески, 2 - протнвозаморажнватель, 3 - обратный клапан компрессора. 4 - предохранительный клапан, 5 - компрессор в - влагомаслоотделитель, 7 - магистральный воздушный резервуар, 8 - тормозные цилиндры, 9 -тормозные краны, 10 - манометры, 11 буксирный клапан, 12 - обратный клапан резервуаров, 13 - тормозные воздушные резервуары, 14 - регулятор давления воздуха, 15 - регулятор уровня пола, 16 - редуктор давления, 17 - резервуар воздушной пневмоподвески.

  • Элементы пневмооборудования

       На троллейбусе ЗИУ-9Б применяется компрессор ЭК-4. Компрессор двухцилиндровый, одноступенчатый, с горизонтальным расположением поршневой группы. Производительность компрессора 300 л/мин при 280 об/мин коленчатого вала с периодом включения не более 50% и продолжительностью цикла до 10 мин. Компрессор расположен под кузовом по левому борту и приводится в действии электродвигателем ДК-408В


Механическое оборудование троллейбуса
  • Расположение узлов и блоков на шасси

Троллейбус ZIU 9

   1 - Тяговый двигатель ДК-210А-3; 2 - Двигатель вентилятора ДК-661А; 3 - Пусковые резисторы КФ-51Г; 4 - Групповой реостатный контроллер ЭКГ-20Б-1; 5 - Левая тяга рулевой трапеции; 6 - Тяга ограничения хода; 7 - Регулятор положения кузова; 8 - Передняя ось; 9 - Правая тяга рулевой трапеции; 10 - Упругий пневматический элемент подвески; 11 - Тормозной цилиндр; 12 - Рулевое управление; 13 - Насос гидроусилителя рулевого управления; 14 - Тяга ограничителя хода; 15 - Амортизатор; 16 - Подрамник; 17 - Тормозной цилиндр; 18 - Изолятор; 19 - Передний мост; 20 - Передняя подвеска; 21 - Ящик шунтовых резисторов; 22 - Ресивер пневмосистемы; 23 - Резистор КФ-62А; 24 - Аккумуляторная батарея 9НКЛБ-70; 25 - Карданная передача; 26 - Задняя подвеска; 27 - Задний мост.

  • Схема узлов и блоков на шасси

Троллейбус ZIU 9

   1 - Задняя пневматическая подвеска; 2 - Ведущий мост; 3 - Карданная передача; 4 - Тяговый двигатель; 5 - Ящик аккумуляторных батарей; 6 - Компрессор; 7 - Индуктивный шунт; 8 - Генератор и вспомогательный двигатель; 9 - Шунтовые резисторы; 10 - Пуско-тормозные резисторы; 11 - Групповой реостатный контроллер; 12 - Передний мост; 13 - Пневмоэлемент упругий; 14 - Насос гидроусилителя рулевого кправления; 15 - Привод ручного тормоза; 16 - Рулевое управление в сборе; 17 - Ходовая и тормозная педали; 18 - Тормозной ресивер; 19 - Тормозные краны; 20 - Магистральный ресивер; 21 - Ресивер пневмоподвески.

       В передней части шасси размещены пусковая и тормозная педали 17, привод ручного тормоза 15, рулевое управление 16, гидросистема усилителя руля 14, тормозные краны 19, воздушные тормозные резервуары 18.
       На правой стороне установлено два воздушных резервуара - магистральный 20 и резервуар пневмоподвески 21, регулировочный реостат 9, ящик аккумуляторной батареи 5. На левой стороне шасси размещены групповой реостатный контроллер 11, генератор с вспомогательным двигателем 8, мотор-компрессор 6. По оси шасси установлены ящик с пускотормозным реостатом 10, тяговый двигатель 4, карданная передача 3.
       Вращающий момент тягового двигателя 4 через карданную передачу 3 передается на центральный редуктор ведущего моста 2.
       Оборудование размещено таким образом, что к каждому узлу обеспечивается свободный доступ для осмотра и ревизии. Для безопасного вывешивания кузова на основании предусмотрены специальные опорные площадки, под которые устанавливают домкраты.


   У троллейбуса ЗИУ-9Б имеются три двери: задняя и средняя - четырехстворчатые и передняя - двухстворчатая, створки которой при открывании складываются и сдвигаются к перегородке кабины водителя, причем передняя и задняя двери расположены вне базы троллейбуса. Створки попарно соединены между собой петлями и вращаются на трубчатой оси.

       Представлены чертеж,внешний вид, дверные механизмы и системы управления дверями.

   Ведомый (передний) мост, воспринимая приходящуюся на него массу кузова, обеспечивает изменение направления движения троллейбуса поворотом колес, т. е. является управляемым.

       Представлены чертеж,внешний вид, характеристики.


   Рулевое управление троллейбуса ЗИУ 9Б состоит из рулевого механизма, системы тяг и рычагов и гидравлического усилителя.

       Гидравлический усилитель служит для увеличения усилия, приложенного водителем к рулевому колесу, и передачи его рулевому приводу.

       Представлены чертежи,внешний вид, характеристики, описание работы.

   Карданная передача троллейбуса служит для передачи вращающего момента тягового двигателя на главную передачу под изменяющимся при движении углом. При движении троллейбуса ведущий мост изменяет свое положение относительно тягового двигателя, так как тяговый двигатель жестко закреплен на основании кузова, а ведущий мост связан с кузовом через рессоры, прогиб которых все время меняется. В связи с этим изменяется расстояние между валами тягового двигателя и центрального редуктора ведущего моста. Шлицевое соединение, предусмотренное в карданном валу, обеспечивает изменение этого расстояния.

       Представлены чертежи,внешний вид, описание работы.

   Ведущий мост воспринимает вес троллейбуса, приходящийся на заднюю часть основания, а также передает тяговые и тормозные усилия ведущих колес на кузов.

       На троллейбусе ЗИУ-9Б установлен ведущий (задний) мост производства Венгерской Народной Республики. Мост имеет двухступенчатую передачу: первая - центральный гипоидный редуктор, вторая - цилиндрические колесные редукторы.

       Представлены чертежи,внешний вид, описание работы.

   На троллейбусах ЗиУ-9Б применяют два вида механических тормозов - пневматический и ручной. Пневматический тормоз используется для служебного и экстренного торможения, ручной - в качестве стояночного.

       Ножной пневматический тормоз двухсистемный. Каждая система независимо действует на передние и задние колеса.

       Ручной стояночный тормоз воздействует на задние колеса и используется во время стоянок троллейбуса.

       Представлены чертежи,внешний вид, описание работы механических тормозных систем.

   Представлены чертежи и описания тормозного цилиндра, тормозного крана, а также привода электрического и пневматического тормоза.



   На троллейбусе установлены 6 телескопических амортизаторов модели МАЗ-500. Два амортизатора на передней подвеске, четыре - на задней.

   Представлены устройство и описание амортизатора.



Valid XHTML 1.0 Transitional

© ElTroll 2009-2017