ELTROLL Троллейбусный сайт
EN   RU

Привод электрических и пневматических тормозов троллейбуса ЗиУ 9Б
  • Составные части привода тормозов

Привод тормозов

   1 - тормозной кран, 2 - коромысло, 3 - палец, 4 - тяга тормозного крана, 5 - масленка, 6 - шпонка, 7 - валик тормозной педали, 8 - рычаг, 9 - тормозная педаль, 10 - крышка рычага, 11 - корпус тормозного крана, 12 - клапан, 13 - пробка, 14 - контактная колодка, 15 - уравнивающая пружина, 16 - крышка выпускного отверстия, 17 - рычаг, 18 - защитный чехол, 19 - тяга, 20 - шар, 21 - крючок оттяжной пружины, 22 - кронштейн, 23 - тяга контроллера, 24 - оттяжная пружина, 25 - изолятор, 26 - тяга, 27 - вилка.

  • Чертеж привода тормозов

Чертеж привода тормозов

   а - вид сверху, б - вид сбоку. 1 - коромысло, 2 - регулировочные болты, 3 - ограничительный болт, 4 - тормозной кран, 5 - тяга контроллера водителя, 6 - тормозная педаль, 7 - оттягивающая пружина, 8 - ограничительный болт тормозного крана.

  • Описание привода тормозов
   Тормозные краны должны быть отрегулированы так, чтобы вначале вступал в действие электрический тормоз и только после включения кулачкового элемента ТК-2 контроллера управления - пневматический тормоз. Регулировку нулевого положения тормозной педали осуществляют путем изменения длины тяги тормозного крана до тех пор, пока приводной рычаг не упрется в ограничительный болт 8 тормозного крана.

     Одновременность срабатывания тормозных кранов регулируют поворотом коромысла 1 с помощью регулировочных болтов 2. При этом насколько ввертывают один болт, настолько же вывертывают второй. После регулировки болты 2 законтривают гайками.

     Давление воздуха в тормозной системе при полном нажатии тормозной педали должно быть 4,5 кгс/см2, регулировка производится ограничительным болтом 3 хода тормозной педали.


Тормозные краны троллейбуса типа ЗИЛ-130
  • Чертеж тормозного крана

Тормозной кран

   1 - тяга крана, 2 - защитный чехол, 3 - крышка рычага, 4 - приводной рычаг, 5 - отверстия для крепления крана, 5, 7 - корпус крана, 8 - седло впускного клапана, 9 - пробка, 10 - клапан в сборе, 11 - концевой выключатель, 12 - пружина диафрагмы, 13 - трубка диафрагмы, 14 - резиновая диафрагма, 15-нажимной диск, 16 - рабочая тарированная пружина, 17 - толкатель. 18 - ограничительный болт, 19 - ось приводного рычага.

  • Описание тормозного крана
   На троллейбусе установлены два тормозных крана типа ЗИЛ-130 следящего действия. Они крепятся к кронштейну второй фермы с левого борта и предназначены для раздельной подачи сжатого воздуха из резервуаров в тормозные цилиндры колес и выпуска его в атмосферу. Левый кран осуществляет торможение колес ведущего моста, правый - колес ведомого моста.

     Корпус тормозного крана состоит из двух частей - 6 и 7, между которыми зажата резиновая диафрагма 14. В корпусе 6 размещен толкатель 17 с рабочей тарированной пружиной 16. Пружина 16 прижимает нажимной диск 15 к трубке 13. В корпусе 7 установлены пружина диафрагмы 12 и клапан в сборе 10. Седло впускного клапана 8 зажато в гнезде корпуса 7 пробкой 9, к которой подводится воздухопровод от воздушного резервуара тормозной системы, а седлом выпускного клапана служит торец трубки 13.

     Боковое отверстие корпуса 7 тормозного крана, установленного ближе к левому борту троллейбуса, соединено воздухопроводом с тормозными цилиндрами ведущего моста и манометром, расположенным слева на приборном щитке в кабине водителя. Боковое отверстие корпуса правого тормозного крана соединено с тормозными цилиндрами ведомого моста и манометром, расположенным справа на приборном щитке. Отверстие пробки 9 сообщается с тормозным резервуаром, боковое отверстие корпуса 6 служит для сообщения с атмосферой.

     В расторможенном состоянии троллейбуса впускной клапан тормозного крана закрыт. Полость А, соединенная трубопроводом с тормозными кранами через отверстие трубки 13 диафрагмы 12 (выпускной клапан), сообщается с атмосферой.

     С тормозной педали усилие передается на приводной рычаг 4 через тягу 1. Рычаг 4 поворачивается вокруг оси 19, нажимая на толкатель 17. Толкатель 17 перемещается вправо и, выгибая диафрагму 14, передвигает трубку 13. Трубка прижимается к резиновому конусу выпускного клапана 10, разобщая полость А с атмосферой. При дальнейшем передвижении толкателя 17 и трубки 13 открывается впускной клапан, пропуская сжатый воздух из резервуаров тормозной системы через отверстие в пробке 9, отверстие в седле впускного клапана 8 в полость А и далее в тормозные цилиндры, и диафрагма прогибается вправо.

     При нахождении тормозной педали под усилием ноги водителя в определенном положении прекращается дальнейшее увеличение давления на приводной рычаг 4 тормозного крана. В камере А и тормозных цилиндрах повышается давление сжатого воздуха и диафрагма 14 прогибается влево, передвигая трубку 13 и нажимной диск 15 и сжимая при этом рабочую тарированную пружину 16. Впускной клапан садится в седло 8, в результате чего прекращается поступление сжатого воздуха из тормозных резервуаров в тормозные цилиндры.

     Если необходимо ослабить тормозное усилие, следует уменьшить нажатие на тормозную педаль. Понизится давление на толкатель 17 и пружину 16. При этом впускной клапан остается закрытым, а откроется выпускной клапан, так как трубка диафрагмы 13 будет перемещаться за толкателем 17. Выпуск части сжатого воздуха в атмосферу ослабит тормозной эффект и одновременно уменьшит давление на диафрагму 14, тогда под усилием пружины 16 диафрагма 14 прогнется вправо, передвинет трубку 13 и закроет выпускной клапан - разъединит полость тормозного крана с атмосферой.

     Тормозной кран - следящего действия, т. е. каждому положению тормозной педали соответствует определенное давление сжатого воздуха в тормозных цилиндрах, а также определенное тормозное усилие, которое может изменяться только при изменении положения тормозной педали.

     При сбросе тормозной педали прекращается воздействие на приводной рычаг 4 тормозного крана. Оставшийся сжатый воздух в полости А прогнет диафрагму 14 влево, а вместе с ней трубку 13, торец которой отойдет от выпускного клапана и соединит полость А с атмосферой. Произойдет растормаживание троллейбуса.


Тормозной цилиндр троллейбуса
  • Чертеж тормозного цилиндра

Тормозной цилиндр

   А - полость ступицы крышки; 1 - сухарь, 2 - штуцер, 3 - шаровая головка, 4 - корпус, 5 - поршень, 6 - манжета поршня, 7 - сальник поршня, 8 - возвратная пружина, 9 - направляющая поршня, 10 - передняя крышка, 11 - защитный чехол, 12 - шток, 13 - вилка, 14 - направляющий сальник, 15 - фильтр.

  • Описание тормозного цилиндра
   Тормозные цилиндры передних и задних колес троллейбуса одинаковы. Корпус 4 тормозного цилиндра стальной, штампованный, с внутренним диаметром 150 мм. В днище корпуса вварен штуцер 2 с конической резьбой для крепления резинового шланга, по которому подводится сжатый воздух из тормозного крана. На поршне 5 поставлена для уплотнения резиновая манжета 6, а в канавку поршня уложена войлочная набивка (сальник) 7. Шток 12 имеет шарнирное соединение 3 с поршнем 5, позволяющее ему отклоняться при работе от продольной оси цилиндра. Шаровая головка 3 штока 12 может вращаться между сферической поверхностью тела поршня 5 и сухарями 1. С тормозным рычагом привода тормоза шток 12 соединен вилкой 13. Направляющая поршня 9 ввернута в поршень, при перемещении поршня 5 она скользит в бронзовой втулке, запрессованной в переднюю крышку 10.

     Для свободного движения поршня и его направляющей внутреннюю поверхность цилиндра периодически смазывают смазкой ЦИАТИМ-201, а также регулярно набивают той же смазкой полость А ступицы крышки, которая закрывается сальником 14. От попадания грязи наружную шлифованную поверхность направляющей 9 предохраняет защитный чехол 11.

     Между поршнем 5 и крышкой 10 помещена возвратная пружина 8, с помощью которой при растормаживании поршень со штоком возвращается в первоначальное положение. При этом сжатый воздух выходит из тормозного цилиндра через тормозной кран в атмосферу. Чтобы в правой части тормозного цилиндра при его работе не создавалось давления воздуха, в крышке 10 предусмотрены отверстия с фильтром 15.

     Тормозные цилиндры укреплены на специальных кронштейнах двумя болтами, ввернутыми в крышку. При проверке работы тормозных цилиндров выход штока должен быть не более 30±2 мм на передних и не более 35±2 мм на задних цилиндрах.


Valid XHTML 1.0 Transitional

© ElTroll 2009-2017