Троллейбус МТБ-82

Общее описание

Троллейбус МТБ-82 представляет собой машину рамной конструкции: все узлы и агрегаты монтируются на раме, которая воспринимает все статические и динамические нагрузки, обеспечивая необходимую прочность всему троллейбусу в целом. Рама МТБ-82 состоит из соединённых между собой сваркой двух продольных лонжеронов и нескольких поперечных ферм. К этим силовым несущим элементам крепятся все основные узлы и агрегаты троллейбуса — кузов, тяговый двигатель ДК-202Б, балки переднего и заднего мостов на подвеске из полуэллиптических листовых рессор, пневмокомпрессор и баллоны для сжатого воздуха.

Кузов имеет две двери: одна в задней оконечности, другая сзади колёсной арки переднего моста. В дверных порталах устанавливаются ширмовые двери. С внутренней стороны кузова над дверными порталами установлены коробки для пневматических приводов открытия и закрытия дверей. Кабина водителя отделяется от пассажирского салона плоской переборкой со входной дверью и двумя стёклами.

Троллейбус оснащался пневмооборудованием для обеспечения работы многих узлов и агрегатов машины. Оно включало в себя компрессор, приводимый в действие вспомогательным электромотором, фильтр для очистки забортного воздуха, резервуары для его хранения, электропневматический регулятор давления в системе, механический клапан аварийного стравливания при отказе регулятора давления, главную магистраль и потребители сжатого воздуха. К последним относились пневмоприводы барабанных тормозов на обоих мостах троллейбуса, механизмы открытия и закрытия дверей, приводы лобовых стеклоочистителей.

Троллейбус МТБ-82

Электрооборудование троллейбуса МТБ-82 получает питание напрямую от двухпроводной троллейбусной контактной сети с напряжением 550 В посредством подвижных штанг-токосъёмников. В его состав входят:

  • тяговый электродвигатель (ТЭД) смешанного возбуждения ДК-202Б;
  • пускотормозные сопротивления;
  • контакторы группового реостатного контроллера;
  • контроллер водителя (реверс тягового электродвигателя);
  • радиореактор для подавления помех радиоприёму;
  • мотор-компрессор пневмосистемы машины;
  • цепи наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
  • цепи внутреннего освещения пассажирского салона и кабины водителя;
  • цепи обогрева пассажирского салона и лобового стекла.
Читайте также:  Троллейбус ЗиУ-683 (ЗиУ-10)

Система управления током через ТЭД реостатно-контакторная (РКСУ) неавтоматическая косвенная (т. н. групповой реостатный контроллер). Все коммутации силовых цепей из пускотормозных сопротивлений и ТЭД выполняются водителем посредством управляемого педалями контроллера.

При своём ходе педали замыкают и размыкают служебные управляющие цепи напряжением в 100 В. К этим цепям подсоединены контакторы, которые коммутируют пускотормозные сопротивления в силовой цепи ТЭД.
Троллейбус МТБ-82 оснащался тремя типами тормозов — электродинамическим, пневматическим и ручным стояночным механическим.


Габаритный чертеж

Троллейбус МТБ-82

Схема планировки салона

Троллейбус

  • Жёлтый: Пассажирский салон с сиденьями
  • Зелёный: Кабина водителя
  • Красный: Подножки
  • Розовый: Сиденье кондуктора.

Вид кабины водителя

Троллейбус МТБ-82


Расположение узлов на шасси

Троллейбус МТБ-82

Тяговый электродвигатель 1 передает вращающий момент ведущим колесам 3 через карданный вал 2, червячный редуктор 4 и полуоси, расположенные в кожухе 5 заднего моста. Рулевое управление 6 размещено в передней части рамы 7.


Основные характеристики троллейбуса

Максимальная конструктивная скорость, км/ч 55
Масса без пассажиров, кг 9250
Габариты
Длина, мм 10365
Ширина, мм 2615
Высота по крыше, мм 3670
База, мм 6000
Вместимость, чел.
Мест для сидения 38
Номинальная 56
Полная 86
Тяговый двигатель
МТБ-82А ДК-201
МТБ-82М ДК-202
МТБ-82Д ДК-202Б

Механическое оборудование

  • Мосты

Передние и задние мосты троллейбусов предназначены для восприятия веса рамы и кузова и передачи его на колеса. В зависимости от выполняемых функций мосты разделяются на ведущие, которые несут на себе ведущие колеса, и управляемые, несущие управляемые колеса.
На МТБ-82 ведущим мостом является задний. В состав заднего моста троллейбуса входят: картер, редуктор с дифференциалом, полуоси, ступицы с тормозными устройствами и рессоры. При помощи рессор ведущий мост воспринимает вес троллейбуса, приходящийся на заднюю часть рамы или основание каркаса кузова, передает вертикальную нагрузку колесам, а также тяговые и тормозные усилия ведущих колес на раму или кузов. Редуктор, дифференциал и полуоси размещены внутри картера заднего моста; на кожухах полуосей моста установлены ступицы колес.
Передний мост при помощи специальной подвески несет на себе раму кузов. Он снабжен устройствами для установки ступиц с колесами, которыми передает нагрузку от рамы и кузова. Благодаря наличию поворотных цапф передние колеса могут поворачиваться на некоторый угол по отношению к продольной оси, обеспечивая тем самым движение троллейбуса, в нужном направлении.

Ступица заднего колеса

Управляемый передний мост


  • Тормозные системы

Троллейбус оборудован:
— механическими тормозами барабанного типа, действующими на четыре колеса с пневматическим приводом от тормозной педали;
— механическими тормозами барабанного типа, действующими на два задних колеса, с приводом от рычага ручного тормоза;
— электрическим рекуперативным и реостатным тормозами.

Тормозное устройство барабанного типа

Ручной привод тормоза

Тормозной кран


Пневматическое оборудование

  • Схема пневматического оборудования

В схеме пневматического оборудования засасывание воздуха в компрессор 88 производится через воздухоочиститель 37. Трехцилиндровый компрессор 38 приводится в действие электродвигателем последовательного возбуждения. Для предохранения пневматической системы от чрезмерного давления около головки компрессора установлен предохранительный клапан 40. Здесь же расположен обратный клапан 20. Воздух, нагнетаемый в резервуары, очищается от масла маслоотборным фильтром 89. Сжатый воздух от компрессора в резервуар 19 подается по трубопроводу 42, а в резервуар 45 — по трубопроводу 48. На резервуаре 19 установлен кран 18 для отбора воздуха. Резервуар 45 снабжен спускным краном 44. Из резервуара 45 по трубопроводу 41 воздух поступает к крестовине 34, откуда он направляется по трубопроводу 85 к тормозному крану 86, по трубопроводу 22 — к тройнику 21 и по трубопроводу 24 — к крестовине 3. От тормозного крана по трубопроводам ЗЗ и 4З сжатый возаух при торможении поступает в передние тормозные камеры 31 и 32 и задние тормозные камеры 46 н 47. Полость тормозного крана соединена трубопроводом ЗО с манометром 1. От тройника 21 по трубопроводам 7 и 16 воздух поступает к цилиндрам дверных механизмов 9 и 14. Трубопровод 16 посредством тройника 15 соединен с трубопроводом 12, подводящим сжатый воздух к крану 11 выключения дверей, расположенному у места кондуктора. Кран 11 снабжен трубкой 17, соединяющей его полость с атмосферой. Трубопровод 10 сообщает кран 11 с краном управления дверями, расположенным в кабине водителя. Трубопроводы 8 и 13 соединяют кран 6 с дверными механизмами 9 и 14. По трубопроводу 23 к крану 6 подается сжатый возух от магистрали 25.
Рукоятка крана управления дверями и крана кондуктора могут занимать различные положения. Каждому из положений рукояток соответствует вполне определенное положение передней и задней дверей кузова.
От крестовины 3 по трубопроводу 5 сжатый воздух подходит к регулятору давления 4, а по трубке 2 — к манометру 1. Магистраль 25 подает воздух к двум механизмам привода стеклоочистителей 26 и 29 посредством вентилей 27 и 28.


  • Узлы пневмооборудования

Компрессор типа ЯТБ-1

Предохранительный клапан


  • Двери

В троллейбусе применяются пневматические приводные механизмы открывания и закрывания дверей.

Принципиальная схема механизма открывания и закрывания дверей

Чертеж и описание работы приводного механизма

Распределительный кран управления дверями

Схема прохождения воздуха в кране.

Кран кондуктора


Электрооборудование

  • Высоковольтная схема

Троллейбус МТБ — 82Д оборудован тяговым электродвигателем ДК-202Б со смешанным возбуждением и часовой мощностью 78 квт.
Система управления — неавтоматическая, с индивидуальными электромагнитными контакторами, управляемыми при помощи контроллера управления. Система управления и схема электрических соединений обеспечивают:
— а) пуск троллейбуса при ступенчатом выведении пусковых сопротивлений;
— б) экономическое регулирование скорости движения путем изменения тока в параллельной обмотке возбуждения двигателя;
— в) рекуперативное торможение от максимальной скорости до скорости примерно 25 км/ч;
— г) реостатное торможение от максимальной скорости до скорости 7 км)ч.
Пуск тягового электродвигателя производится контроллером управления с приводом от правой педали. Контроллер имеет одиннадцать нефиксированных позиций. При нажатии педали контроллера от первой до восьмой позиции выводятся пусковые сопротивления. При дальнейшем перемещении педали от восьмой до одиннадцатой позиции производится ослабление поля путем введения сопротивления в цепь параллельной обмотки электродвигателя, в результате чего повышается скорость движения троллейбуса.
Рекуперативное торможение наступает приобратном перемещении педали контроллера на позициях с десятой на восьмую.
Для управления реостатным торможением служит левая тормозная педаль. В начале хода педали происходит только реостатное торможение (две нефиксированные позиции), а при дальнейшем нажатии на педаль приводится в действие пневматический тормоз. В процессе реостатного торможения тяговый электродвигатель работает как генератор встречно-смешанного возбуждения, нагруженный пусковыми сопротивлениями.

Электрическая принципиальная схема

Цепи управления тяговым приводо МТБ-82Д

Описание работы высоковольтной схемы

Таблица замыкания контакторов

Как вам статья?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Добавить комментарий