ELTROLL Троллейбусный сайт


Троллейбус МАЗ 203Т
Каталог
Общее описание

         Кузов троллейбуса МАЗ 203Т максимально унифицирован с кузовом автобуса МАЗ 203.
         Облицовка кузова выполнена с применением оцинкованного стального листа, алюминиевых и стеклопластиковых панелей. Борта и крыша – цельнотянутые. Листы по контуру приварены к каркасу, а к остальным балкам каркаса – приклеены. Стыки листов зашпаклеваны. Передняя и задняя части троллейбуса – стеклопластиковые, закреплены на каркасе с помощью клея. Стыки панели с кузовом зашпаклеваны.
         Имеются три двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери и задняя половина передней двери, передняя половина передней двери – для водителя). Двери приводятся в действие пневматическими приводами управления дверей. Предусмотрены краны аварийного открывания дверей.
         Вентиляция и отопление кабины водителя осуществляется калорифером, имеющим две ступени трубчатых нагревательных элементов (ТЭН) суммарной мощностью 8 кВт и вентилятором. В салоне установлены один отопитель мощностью 6 кВт и четыре подвесных отопителя мощностью по 3,5 кВт каждый.
         На троллейбусе используется тяговый электродвигатель переменного тока с напряжением питания 450 В. Он расположен по левому борту под углом к продольной оси троллейбуса. Для управления электродвигателем используется система управления на IGBT ЭПРОТЭТ-180-2 или ПТАД-202М-18.
         В основном силовое электрооборудование вынесено на крышу. В двух продольных металлических ящиках размещены блок силового тягового привода, статические преобразователи с 550 В на 27В и 380 В, переключатели полярности, контакторы хода и торможения, блок заряда и другие элементы.
         Привод компрессора осуществляется от асинхронного трехфазного двигателя 380в., управляемого преобразователем напряжения контактной сети 550/380.
         Для системы гидроусилителя руля установлена гидростанция с электродвигателем Г732 и насосом НШ16. Она представляет собой выдвижной модуль, который располагается в изолированном отсеке за пе- редним левым колесом троллейбуса.
         Для питания низковольтного оборудования используются две группы аккумуляторных батарей 9НКЛБ-70. Они подзаряжаются от статического преобразователя, который преобразует электроэнергию постоянного тока номинального напряжения 600 В в электроэнергию постоянного тока напряжением 28,5 ±1 В.
         На троллейбусе установлен портальный ведущий мост ZF AV-132/80. Передний мост -ZF RL-85 A.
         Задняя подвеска троллейбуса – зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя амортизаторами, двумя кранами (датчиками) уровня пола, механической (или электронной) системой регулирования уровня пола. Передняя подвеска зависимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя амортизаторами и одним краном уровня пола
         Троллейбус оборудован рабочей, стояночной, запасной и электродинамической (износостойкой) тормозными системами, остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы тормозов и других потребителей сжатого воздуха.

  • Габаритный чертеж и планировка салона троллейбуса

Троллейбус МАЗ 203Т. Чертеж


  • Облицовка кузова, расположение крышек технологических люков

Троллейбус МАЗ 203Т. Чертеж

        1 - вентиляционный люк; 2 - держатель зеркала; 3, 10 - буфер; 4 - крышка передняя; 5, 6 - решетка 7 - крышка отсека аккумуляторов; 8 - крышка отсека гидростанции; 9 - крышка блока диагностики пневмосистем; 11 - крышка задняя; 12 - дверь водителя; 13 - двери салона; 14 - крышка отсека; 15, 32 - крышка доступа к штуцеру пневмобаллона передней подвески; 16, 31 - крышки доступа к разводке пневмосистем; 17, 22 - крышки резервных отсеков; 18 - крышка инструментального отсека; 19, 21, 27, 29 - крышки доступа к пневмобалонам задней подвески, 20, 28 - крышки доступа к тормозным камерам; 23 - крышка доступа к заднему салонному отопителю; 24, 25, 26 - крышка доступа к тяговому электродвигателю; 30 - крышка доступа к контакторам

  • Основные характеристики троллейбуса
Максимальная конструктивная скорость, км/ч 71
Пассажировместимость всего, чел 83 - 97*
Мест для сидения 27 - 32*
Общая площадь, предназначенная для пассажиров, м² 21,9
Внутрення высота салона в среднем проходе, мм 2380
Высота первой ступеньки над уровнем дороги, не более, мм 340
Масса в снаряженном состоянии, кг 11400 - 12070*
Нагрузка в снаряженном состоянии на переднюю ось, кг 4280 - 4470*
Нагрузка в снаряженном состоянии на заднюю ось, кг 7120 - 7160*
Технически допустимая максимальная масса с грузом, кг 18000
Нагрузка технически допустимая максимальная на переднюю ось, кг 6500
Нагрузка технически допустимая максимальная на задню ось ось, кг 11500
Подвеска
Передняя Зависимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя амортизаторами и одним краном уровня пола.
Задняя Зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя амортизаторами, двумя кранами (датчиками) уровня пола, механической (или электронной) системой регулирования уровня пола.
Электродвигатель тяговый
Модель ДТА-1 У1
Мощность номинальная, кВт 180
Номинальное линейное напряжение (звезда), В 450
Частота вращения номинальная, об/мин 1500
Частота вращения максимальная, об/мин 4000
Ток якоря номинальный, А 276
Система управления ЭПРОТЭТ-180-2 или ПТАД-202М-18

* В зависимости от наличия дополнительного оборудования и инвалидных колясок.

   Руководство по эксплуатации содержит сведения о конструкции, характеристиках троллейбуса МАЗ 203Т, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.

  Формат материала - pdf. Размер - 8,1 MБ


Органы управления и индикации
  • Расположение органов управления в кабине водителя

Троллейбус МАЗ 203Т. Пульт управления

         1 - левая панель переключателей; 2 - дефлекторы; 3 - левый подрулевой переключатель; 4 - щиток приборов; 5 - правая панель переключателей; 6 - правый подрулевой переключатель; 7 - рулевое колесо; 8 - педаль хода; 9 - замок зажигания; 10 - педаль регулировки положения рулевого колеса; 11 - педаль рабочего тормоза; 12 - дополнительная панель; 13 - рукоятка стояночного тормоза; 14 - главный выключатель света.
  • Назначение и расположение переключателей в кабине
  • Органы сигнализации и индикации

Электрооборудование троллейбуса
  • Установка электрооборудования.

Троллейбус МАЗ 203Т. Установка электрооборудования

         1 - климатическая установка кабины водителя; 2 - блок автоматических вспомогательных выключателей; 3 - блок контакторов; 4 - жгуты; 5 - компрессор; 6 - тяговый электродвигатель; 7 - насосная гидростанция; 8 - датчики пневмосистем; 9 - противотуманные фары с функцией дневных ходовых огней; 10 - фара ближнего света; 11 - фара дальнего света; 12 - указатель поворота; 13 - стеклоочиститель; 14, 17, 20 - информационное табло; 15 - передние габаритные огни; 16 - задние габаритные огни; 18 - задние фонари; 19 - крышевой контейнер; 21, 25, 28 - аккумуляторные батареи; 22, 23, 24, 26, 27 - отопитель салона; 29 - щиток приборов; 30 - отопитель рабочего места водителя.

  • Расположение электрооборудования на крыше.

Троллейбус МАЗ 203Т. Установка электрооборудования на крыше

         1 - блок электропитания; 2 - автоматический выключатель тягового привода; 3 - блок контакторов; 4 - блок тормозных резисторов; 5 - блок тормозных и демпфирующих резисторов; 6 - тяговый преобразователь асинхронного двигателя; 7 - статический преобразователь компрессора; 8 - блок помехоподавляющих реакторов; 9 - «Точка 1» измерения тока утечки; 10 - преобразователь зарядки батарей автономного хода.

  • Основные характеристики электрооборудования.

Троллейбус МАЗ 203Т. Основные характеристики электрооборудования


  • Состав комплекта электрооборудования.

Троллейбус МАЗ 203Т. Состав комплекта электрооборудования


  • Функциональная схема электрооборудования.

Троллейбус МАЗ 203Т. Функционаяльная схема электрооборудования

        На схеме приняты следующие обозначения: УК – устройства коммутации, сюда входят БКО, БКП, БАВВ; СТП – силовой тяговый привод, сюда входят ПТАД, БРТД, БРТ и блок радиореакторов.
        Статический бортовой преобразователь преобразует постоянное напряжение контактной сети (600 В) в постоянное напряжение бортовой сети троллейбуса (27 В) и является основным источником питания низковольтного оборудования (блок управления тягового привода, гидроусилитель руля, вентиляторы, освещение внутреннее и наружное и т.д.).
        Статический преобразователь компрессора преобразует постоянное напряжение контактной сети (600 В) в трехфазное переменное 380 В, для электропитания двигателя компрессора.
        Реакторы помехоподавления предназначены для уменьшения радиопомех и уменьшения влияния ТЭД на контактную сеть.
        Блоки отопителей кабины и салона предназначены для отопления кабины и салона троллейбуса и состоят из высоковольтного нагревательного блока, вентиляторов обдува и элементов защиты от перегрева.
        Постоянное напряжение контактной сети через токоприемники поступает через реакторы помехоподавляющие в блок дистанционного выключателя. Далее через устройства коммутации УК на силовой тяговый привод, статический бортовой преобразователь, статический преобразователь компрессора, блоки отопителей кабины и салона.

Перечень блоков и других элементов принципиальных электрических схем

  • Низковольтные принципиальные электрические цепи

        Представлены общие схемы, а также схемы подключения тяговых приводов ЭПРОТЭТ–180–2 и ПТАД-202М-180.

        Троллейбус укомплектован блоком коммутации производства ООО «Белкарпром».

  • Тяговый электропривод.
        Привод обеспечивает следующие виды защит:
    - от возможности сбора силовой схемы при отсутствии готовности комплекта к функционированию;
    - от возможности сбора силовой схемы при отсутствии хотя бы одного уровня напряжения питания средств управления тяговым приводом;
    - от токов к.з. через силовые транзисторные ключи;
    - от перегрева корпусов силовых транзисторных ключей;
    - от максимальных токов при к.з. в контактной сети в тормозном режиме;
    - от выхода на Сф напряжения за допустимые пределы (от 300 до 850 В);
    - от длительного максимального тока в тормозных резисторах.
        Комплект обеспечивает следующие режимы работы троллейбуса:
    - режим движения вперед и назад;
    - плавный пуск и разгон с задаваемой водителем уставкой тока во всем диапазоне рабочих скоростей и нагрузок;
    - безударный вход в тягу во всем диапазоне скоростей и нагрузок;
    - безударный и бесконтактный переход от тягового или тормозного режимов к режиму выбега и обратно во всем диапазоне рабочих скоростей и загрузок троллейбуса;
    - электрическое торможение с заданной водителем уставкой тока при скоростях от конструктивной до полной остановки;
    - автоматический безударный и бесконтактный переход от одного вида электрического торможения к другому;
    - бесконтактное реверсирование электродвигателя ТАД;
    - безударный и безискровой проход спецчастей КС (стрелок, пересечек и токоразделов) как в тяговом, так и в тормозном режимах работы;
    - дистанционный перевод стрелок;
    - вход в режим электрического торможения (возбуждение ТАД) при отсутствии напряжения КС в диапазоне скоростей от 5 км/ч до конструкционной и поддержание режима до полной остановки; - автономный ход троллейбуса при питании силовых цепей комплекта от АКБ АХ.

        В тяговом режиме комплект обеспечивает плавное начало движения и последующий разгон троллейбуса с заданным водителем ускорением до требуемой скорости движения.

        В режиме электрического торможения комплект обеспечивает плавное снижение скорости движения троллейбуса от текущей (максимально - от конструкционной) до полной остановки.

        В режиме электрического торможения избыточная энергия отдается комплектом в контактную сеть (КС) потребителям (рекуперативное торможение). В случае их недостаточной мощности излишек энергии торможения рассеивается в блоке тормозных резисторов комплекта (рекуперативно-реостатное торможение). Полностью электрическая энергия торможения отдается блоку тормозных резисторов комплекта (резисторное торможение) в следующих случаях:
    - при отсутствии в КС потребителей;
    - при торможении в условиях отсутствия напряжения в КС;
    - при торможении с разобранной силовой схемой (при выключенном входном контактном аппарате или оторванных от КС токоприемниках).

      -  Структурная схема.

      -  Высоковольтная схема подключения привода ЭПРОТЭТ–180–2.

      -  Низковольтная схема подключения привода ЭПРОТЭТ–180–2.

      -  Высоковольтная схема подключения привода ПТАД-202М-180.

      -  Низковольтная схема подключения привода ПТАД-202М-180.


  • Контроллер водителя КВП-36

        На троллейбусе установлен тяговый двигатель переменного тока типа ДТА-1 У1. Он расположен в заднем свесе по левому борту троллейбуса.

  • Устройство контроля изоляции
        Для контроля токов утечки на троллейбусе устанавливаются устройство контроля изоляции ПКТУ-1, а также устройство автоматического контроля сопротивления изоляции УАКСИ.

      -  Схема подключения.

      -  Описание и характеристики прибора УАКСИ.

      -  Описание и характеристики прибора ПКТУ-1.

     


        На троллейбусе установлены два токоприемника с пневмоприводом. Они служат для подачи напряжения с контактной сети на троллейбус.
      Токоприемник и блок управления штангоуловителя крепятся к раме на крыше трол- лейбуса. Изоляция токоприемника выполнена фарфоровыми изоляторами. Штанга токоприемника изолируется от основания, а головка - от штанги.

      -  Технические характеристики токоприемников.

      -  Чертеж токоприемника.

      -  Установка токоприемника с пневмоприводом.

      -  Пневматическая принципиальная схема

      -  Электрическая принципиальная схема

      -  Описание работы штангоуловителя

      -  Блок управлением БУШ      


Механическое оборудование троллейбуса
         На троллейбусе установлен портальный ведущий мост ZF AV-132/80. Обслуживание ведущего моста проводить в соответствии с «Предписаниями по смазке и обслуживанию ведущего моста ZF AV-132/80». Качество смазки и интервалы замена смазки согласно «Перечню смазочных материалов TE-ML 12». Количество масла и класс указаны на табличке 2, закрепленной на мосту.
         На троллейбусе устанавливается передняя ось ZF RL-85 A. Обслуживание передней оси проводить в соответствии с «Предписаниями по смазке и обслуживанию передних осей ZF». Для смазки подшипников шкворней и подшипников ступиц применять литиевую консистентную смазку NLGI-класс 2 (обозначение смазки KP2K-30 по DIN 51825 или ISO-L-XCCHB2 по ISO 6743-9).
  • Сидение водителя
        Сиденье водителя оборудовано пневматической подвеской с автоматическим поддержанием заданной высоты независимо от веса водителя. В зависимости от комплектации на троллейбусе могут быть установлены сидения различных производителей:

        -  Сидение водителя ОАО МАЗ

       -  Сидение водителя фирмы ISRI

      
        Карданная передача передает крутящий момент от тягового двигателя к ведущему мосту.
  • Рулевое управление
        Троллейбус оборудован рулевым управлением с гидроусилением, которое обеспечивает легкость управления, необходимый поворот колес и возвращение их в нейтральное положение. Оно включает в себя следующие составляющие:

        -  Общая схема рулевого управления

       -  Регулируемая рулевая колонка

       -  Угловой редуктор

       -  Рулевые тяги

       -  Гидростанция усилителя руля

       -  Масляный фильтр FR110-C25 B3 0 R1

      
  • Двери
        На троллейбусе установлены три двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери и задняя половина передней двери, передняя половина передней двери – для водителя). Двери приводятся в действие пневматическими приводами управления дверей. Предусмотрены краны аварийного открывания дверей.

        -  Установка дверей и их привода

       -  Привод управления дверьми

       -  Створка двери

       -  Пневматическая схема привода

       -  Электрическая схема управления приводом. Вариант 1

       -  Электрическая схема управления приводом. Вариант 2

      
  • Тормозные системы
        Троллейбус оборудован рабочей, стояночной, запасной и электродинамической тормозными системами, остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы тормозов и других потребителей сжатого воздуха.
        Рабочая тормозная система состоит из колесных тормозов с двухконтурным пневматическим приводом (воздействует на тормозные механизмы всех колес троллейбуса), и электродинамического тормоза от тягового электродвигателя (воздействует на колеса ведущего моста). Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур по требованию заказчика может оснащаться противобуксовочной системой (ASR).
        Привод крана рабочих тормозов совмещен с приводом контроллера торможения. При нажатии на педаль тормоза сначала включается режим электродинамического торможения тяговым электродвигателем с эффективностью торможения, зависящей от величины нажатия на тормозную педаль (вспомогательная тормозная система), при дальнейшем нажатии дополнительно включаются рабочие тормоза. Контроллер торможения, кран рабочих тормозов и их привод расположены под полом рабочего места водителя.
        Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного троллейбуса на горизонтальной дороге или дороге с уклоном. Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов – пневматический. Стояночная тормозная система должна удер- живать троллейбус с полной нагрузкой на уклоне 18%.
        При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы.
        Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости троллейбуса или его остановки в случае частичного или полного отказа одного из контуров рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы выполняет стояночная тормозная система и исправные контуры тормозной системы. При использовании стояночной тормозной системы в качестве запасной рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положе-нии. С увеличением угла поворота рукоятк интенсивность торможения увеличиваетсяза счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.
        Остановочный тормоз применяется при коротких остановках. Включение производится нажатием кнопки на панели управления , а также автоматически при открытии любой из дверей троллейбуса при условии, что скорость троллейбуса ниже 5 км/ч. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста.
        Электродинамическая тормозная система – электрическая система торможения тяговым электродвигателем, воздействующая на колеса ведущего моста. Электродинамическая тормозная система предназначена для притормаживания троллейбуса без использования колесных тормозных механизмов.

        Узлы и механизмы тормозных систем:

        -  Дисковые тормозные механизмы (KNORR-BREMSE).

      -  Тормознная камера

              Пневматический тормозной привод:

      -  Принципиальная схема тормозного привода.

      -  Работа привода рабочих тормозов.

      -  Работа привода стояночного тормоза.

      -  Работа привода остановочного тормоза.

      -  Обслуживание тормозной системы.

           Антиблокировочная система тормозов (ABS):

      -  Описание и техническое обслуживание ABS.

      -  Схема подключения на троллейбусе с преобразвателем ПТАД-202М-18.

      -  Схема подключения на троллейбусе с преобразвателем ЭПРОТЭТ-180-2.

      -  Возможные неисправности ABS.

      -  Определение неисправности ABS по кодам.




Пневматическое оборудование троллейбуса
         Троллейбус оборудован пневмоподвеской с механическим управлением с установленной системой наклона кузова. По требованию заказчика пневмосистема может оборудоваться системой подъема кузова, которая обеспечивает увеличение углов съезда и въезда при переезде через рельсы, препятствия, установке троллейбуса на эстакаду или смотровую яму.
         Представлена принципиальная схема и описание работы пневматического привода основного, стояночного и остановочного тормозных систем.
  • Внешний вид, описание работы и порядок обслуживания узлов пневматического оборудования.



Valid XHTML 1.0 Transitional

© ElTroll 2009-2017