Общее описание
Кузов троллейбуса МАЗ-103Т – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеются три двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери и задняя половина передней двери, передняя половина передней двери – для водителя). На троллейбусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях.
В качестве рейсоуказателя используется электронное табло. Переднее табло расположено на передке троллейбуса над ветровым стеклом, боковое — над боковыми стеклами между передней и средней дверью, заднее — на задке троллейбуса над задним стеклом. Все машины оборужованы речевыми информаторами.
Сиденья расположены по трехрядной схеме, что делает салон троллейбуса просторным для сидящих пассажиров. По левому борту расположены сдвоенные сиденья. По правому борту – одиночные. Напротив средней двери имеется большая накопительная площадка.
Привод дверей – пневматический, производства фирмы Festo либо Camozzi. Привод оборудован клапаном аварийного открывания внутри троллейбуса над дверью и краном аварийного открывания снаружи, сбоку от дверей.
Отопление осуществляется с помощью электрических печей. Высоковольтное оборудование троллейбуса включает блоки отопителя кабины и отопителей салона. Отопители состоят из высоковольтного блока нагрева, вентиляторов обдува и элементов, защищающих отопители от перегрева. Нагревательные элементы и вентиляторы имеют две ступени работы, соответствующие высокой и пониженной скорости нагрева и обдува. Отопители имеют мощность 9 кВт. Нагревательные элементы поддерживают температуру 60-70 °С.
Силовой тяговый привод троллейбуса предназначен для трогания с места, остановки и управления скоростью троллейбуса. За счет импульсного регулирования напряжения на якоре электродвигателя с начальным током 40-50 А обеспечивается плавное трогание троллейбуса. Посредством автоматического последовательного включения режимов ослабления возбуждения двигателя обеспечивается бесступенчатое регулирование скорости. Плавная регулировка тормозного тока позволяет дозировать усилие электродинамического тормоза.
Тяговый электродвигатель – постоянного тока модели ДК-211БМ мощностью 170 кВт. Он расположен по левому борту под углом к продольной оси троллейбуса.
В основном силовое электрооборудование вынесено на крышу. В двух продольных металлических ящиках размещены блок силового тягового привода, статические преобразователи с 550 В на 27В и 380 В, переключатели полярности, контакторы хода и торможения, блок заряда, блок резисторов (тормозных, демпфирующих, ослабления поля), промежуточные реле, низковольтная часть тиристорно-импульсной системы управления.
Компрессор Varis VZ540 приводится асинхронным электродвигателем мощностью 3 кВт, который питается переменным током с напряжением 380 В. Расположен слева в заднем свесе троллейбуса. Компрессор имеет два режима работы, отличается высокой производительностью и низким уровнем шума.
Для питания системы рулевого управления устанавливается гидростанция немецкой фирмы Bosch. По правому борту за второй дверью на выдвижной платформе смонтированы гидравлический электронасос, масляный бак, клапаны расхода и давления.
Для питания низковольтного оборудования используются две группы аккумуляторных батарей 9НКЛБ-70. Они подзаряжаются от статического преобразователя с 550 на 28 В, установленного на крыше.
Задний ведущий мост выполнен по классической схеме с двойной разнесенной главной передачей и смещенным от поперечной оси моста редуктором. Он состоит из картера, центрального редуктора, механизма блокировки дифференциала, планетарных колесных передач и колодочных тормозов. Чтобы обеспечить низкий пол в салоне, картер редуктора заднего моста максимально смещен к левому колесу.
Задняя подвеска троллейбусов — зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя амортизаторами. Задний мост шарнирно связан с кузовом системой реактивных штанг, состоящей из двух нижних реактивных штанг и одной верхней V-образной реактивной штанги. Реактивные штанги воспринимают усилия от реактивного и тормозного моментов и передают тяговое усилие.Для гашения колебаний, возникающих при движении троллейбуса по неровностям дороги, в подвеске установлены четыре гидравлических амортизатора двустороннего действия телескопического типа. Передняя подвеска — независимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя амортизаторами.
Троллейбусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной, вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система состоит из колесных тормозов (воздействует на тормозные механизмы всех колес) и электродинамического тормоза тягового электродвигателя. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур может быть по требованию заказчика оснащен дополнительно потивобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов — пневматический, двухконтурный.
Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста. При включении остановочного тормоза кнопкой, находящейся на панели приборов, или автоматически при открывании любой из дверей автобуса, воздух под давлением подается в тормозные камеры заднего моста.
Габаритный чертеж троллейбуса
Основные характеристики троллейбуса
Максимальная конструктивная скорость, км/ч | 73,8 |
Пассажировместимость всего, чел | 92 |
Мест для сидения | 25 |
Площадь для размещения стоящих пассажиров, м² | 8,4 |
Внутрення высота салона в среднем проходе, мм | 2380 |
Высота первой ступеньки над уровнем дороги, мм | 360 |
Высота пола над уровнем дороги, мм | 360 — 520 |
Полная масса не более, кг | 18000 |
Нагрузка на переднюю ось, кг | 6500 |
Нагрузка на заднюю ось, кг | 11500 |
Габаритные размеры, мм | 11985х2500х2860 |
Колесная база, мм | 6140 |
Колея передней оси, мм | 2048 |
Колея задней оси, мм | 2125 |
Передний свес, мм | 2465 |
Задний свес, мм | 3380 |
Дорожный просвет, мм | 300 |
Наружный радиус поворота, м | 11,3 |
Продольный радиус проходимости, мм | 17560 |
Максимальный подъем, преодолеваемый троллейбусом с полной массой, %, не менее | 30 |
Передаточное число моста | 9,26 |
Количество колес | 6 |
Шины | 11/70R22,5 |
Подвеска | |
---|---|
Передняя | Независимая, пневматическая, двухбаллонная с двумя регуляторами положения кузова |
Задняя | Зависимая, пневматическая, четырехбаллонная с двумя регуляторами положения кузова |
Тормоза | |
Рабочий | Пневматический, с автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабанами, с ABS и ASR |
Стояночный | На механизмы задней оси |
Электродвигатель тяговый | |
Модель | ДК-211БМ |
Мощность, кВт | 170 |
Номинальное напряжение двигателя, В | 550 |
Частота вращения номинальная, об/мин | 1700 |
Частота вращения максимальная, об/мин | 1700 |
Ток якоря номинальный, А | 340 |
Система управления | Тиристорно-импульсная |
Частота регулирования напряжения питания цепей управления, Гц | 25 — 500 |
Электродвигатель компрессора | |
Тип питания | Переменный трехфазный |
Напряжение питания, В | 380 |
Мощность, кВт | 3 |
Частота напряжение питания, Гц | 50 |
Руководство по эксплуатации. Книга 1
Руководство по эксплуатации содержит сведения о конструкции, характеристиках троллейбуса МАЗ 103Т, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Формат материала — pdf. Размер — 988 KБ
Электрооборудование троллейбуса |
---|
Пульт управления и индикации троллейбуса Пульт управления троллейбусом, расположение элементов управления, индикации и сигнализации. Назначение выключателей и переключателей в кабине водителя. |
Как вам статья?