Общее описание
Конструкция троллейбуса максимально унифицирована с автобусом МАЗ–203 по кузову, основным узлам и системам ходовой части, рулевому управлению, тормозной системе.
На троллейбусе используется тяговый электродвигатель постоянного тока с напряжением питания 550 В.
Тиристорно-импульсная система управления тяговым электродвигателем, разработанная для троллейбуса МАЗ-ЭТОН Т203, имеет следующие особенности и преимущества:
— экономный расход электроэнергии – экономия до 25% по сравнению с контакторно-резисторными системами управления;
— плавное бесступенчатое регулирование скорости, позволяющее увеличить срок службы тягового электродвигателя и трансмиссии троллейбуса, повысить комфортность для пассажиров;
— движение при любой полярности напряжения в контактной сети, при этом переключение полярности автоматическое;
— дистанционное изменение направления движения (переключение в якорной цепи тягового электродвигателя) с помощью электромеханического реверсора;
— бестоковая коммутация контакторов;
— самодиагностика с выводом световой и звуковой информации на панель блока управления и щиток приборов в кабине водителя.
Рабочую двухконтурную пневматическую тормозную систему, снабженную ABS, дополняет электродинамическое реостатное торможение тяговым электродвигателем, причем электродинамическое торможение может осуществляться до скорости 2 – 3 км/ч даже при отсутствии напряжения контактной сети на троллейбусе.
Габаритный чертеж и планировка салона троллейбуса
Основные характеристики троллейбуса
Максимальная конструктивная скорость, км/ч | 65 |
Пассажировместимость максимальная, чел | 103 |
Пассажировместимость номинальная, чел | 100 |
Мест для сидения | 32 |
Габаритные размеры, мм | 12600 Х 2500 Х 3500 |
Подвеска | |
---|---|
Передняя | Зависимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя амортизаторами и одним краном уровня пола. |
Задняя | Зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя амортизаторами, двумя кранами (датчиками) уровня пола, механической (или электронной) системой регулирования уровня пола. |
Электродвигатель тяговый | |
Модель | ДК-211БМ |
Мощность номинальная, кВт | 170 |
Номинальное напряжение, В | 550 |
Частота вращения номинальная, об/мин | 1700 |
Частота вращения максимальная, об/мин | 3900 |
Ток якоря номинальный, А | 340 |
Система управления | ТИСУ |
Руководство по эксплуатации содержит сведения о конструкции, характеристиках троллейбуса МАЗ-ЭТОН Т203, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Формат материала — pdf. Размер — 9,1 MБ
Каталог содержит спецификации сборочных единиц и деталей троллейбуса модели МАЗ ЭТОН Т20300. В спецификациях указаны обозначения деталей, их наименование и количество на сборочную единицу. В примечаниях могут быть указаны производители деталей и комплектующих изделий. Каждая спецификация сопровождается иллюстрациями, на которых детали и сборочные единицы изображены в порядке их сборки.
Формат материала — pdf. Размер — 23,1 MБ
ABS (АВС) | Антиблокировочная система тормозов |
ASR (ПБС) | Противобуксовочная система |
АКБ | Аккумуляторная батарея |
БАВВ | Блок автоматических выключателей вспомогательных |
БАВТД | Блок автоматического выключателя тягового двигателя |
БЗ | Блок зажимов |
БЗФПД | Блок заряда фильтра и подмагничивания двигателя |
БК | Блок коммутации |
БКН | Блок контроля напряжения |
БКО | Блок контакторов отопителя |
БКП | Блок контакторов преобразователей |
БКХТ | Блок контакторов хода и торможения |
БОК | Блок отопителей кабины |
БОС 1-1 | Блок отопителя салона |
БПР | Блок промежуточных реле |
БРТП | Блок резисторов тормозных и ослабления поля |
БРТД | Блок резисторов тормозных и демпфирующих |
БСПТ | Блок силовой тягового привода |
БУ | Блок управления |
ГУР | Гидроусилитель руля |
ДС | Дроссель сглаживающий |
КИП | Контрольно-измерительные приборы |
КТ | Контроллер торможения |
КХ | Контроллер хода |
ОП | Отопитель подвесной |
ПСБ | Преобразователь статический боротовой 600/27 В. |
ПСК | Преобразователь статический компрессора 600/380 В. |
Р | Реверсор |
БДВРП | Блок дистанционного выключателя и реакторов помехоподавляющих |
ПКТУ | Прибор контроля тока утечки |
СТП | Силовой тяговый привод |
ТЭД | Тяговый электродвигатель |
ФС | Фильтр сети |
ЭМПП | Электромеханический переключатель полярности |
Руководство по эксплуатации содержит сведения о конструкции, характеристиках троллейбуса МАЗ-ЭТОН Т203, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования. Формат материала — pdf. Размер — 9,1 MБ Каталог содержит спецификации сборочных единиц и деталей троллейбуса модели МАЗ ЭТОН Т20300. В спецификациях указаны обозначения деталей, их наименование и количество на сборочную единицу. В примечаниях могут быть указаны производители деталей и комплектующих изделий. Каждая спецификация сопровождается иллюстрациями, на которых детали и сборочные единицы изображены в порядке их сборки. Формат материала — pdf. Размер — 23,1 MБ
|
Органы управления и индикации |
---|
1 — левая панель переключателей; 2 — дефлекторы; 3 — щиток приборов; 4 — правая панель переключателей; 5 — педаль хода; 6 — педаль рабочего тормоза; 7 — рулевое колесо; 8 — педаль регулировки положения рулевого колеса; 9 — рукоятка стояночного тормоза; 10 — дополнительная панель. — Переключатели на рулевой колонке — Переключатели на левой панели — Переключатели на правой панели Приведен внешний вид щитка, расположение элементов сигнализации и индикации, назначение контрольных ламп и символов, подсоединение согласно принципиальной электрической схеме. |
Электрооборудование троллейбуса |
---|
1 — тяговый электродвигатель ДК211БМ; 2 — аккумуляторные батареи; 3 — компрессор; 4 — насосная станция гидроусилителя; 5 — отопитель салона БОС 1-1; 6 — отопитель салона ОП 600/24; 7 — отопитель кабины БОК; 8 — блоки штангоулавливателя; 9 — контроллер хода (КХ); 10 — контроллер торможения (КТ); 11 — крышевой контейнер.
1 — рама; 2 — дроссель коммутирующий; 3 — дроссель; 4 — конденсатор; 5 — RCD цепь; 6 — RCD цепь; 7 — RCD цепь; 8 — RCD цепь; 9 — RCD цепь; 10 — датчик тока; 11 — датчик температуры; 12 — датчик напряжения; 13 — блок резисторов; 14 — преобразователь статический бортовой 550/27; 15 — преобразователь статический компрессора 550/380; 16 — электромеханический переключатель полярности; 17 — линейный контактор; 18 — блок контакторов хода и торможения; 19 — блок заряда фильтра и подмагничивания двигателя; 20 — фильтр сети; 21 — блок дистанционного выключателя и реакторов помехоподавляющих; 22 — блок резисторов тормозных и ослабления поля; 23 — блок резисторов тормозных и демпфирующих; 24 — реверсор; 25 — блок дросселей сглаживающих; 26 — блок промежуточных реле; 27 — вентилятор.
1 — блок автоматического выключателя тягового двигателя (БАВТД); 2 — цифровой блок управления (ЦБУ); 3 — блок контакторов отопителей (БКО); 4 — блок контакторов преобразователей (БКП); 5 — блок автоматических выключателей вспомогательных (БАВВ).
УК – устройства коммутации, сюда входят БКО, БКП, БАВВ и БАВТД; СТП – силовой тяговый привод, сюда входят БСТП, ЭМПП, БКХТ, БЗФПД, ФС, БРТД, БРТП, Р, ДС, БПР, ЦБУ, КХ и КТ. Преобразователь статический бортовой (ПСБ) преобразует постоянное напряжение контактной сети (600 В) в постоянное напряжение бортовой сети троллейбуса (27 В) и является основным источником питания низковольтного оборудования (цифровой блок управления тягового привода, гидроусилитель руля, вентиляторы, освещение внутреннее и наружное и т.д.). Представлены условные обозначения, номиналы и назначение низковольтных предохранителей троллейбуса. Формат материала — doc. Размер — 60 КБ Принципиальные электрические низковольтные схемы троллейбуса включает в себя следующие разделы: Схема включения питания; схема подключения щитка приборов; cхемы управления тяговым приводом; схемы пневмосистемы; cхемы отопления и вентиляции; схемы освещения и световой сигнализации; схемы подключения дверных механизмов; схемы вспомогательного оборудования. Принципиальные электрические высоковольтные схемы троллейбуса включает в себя следующие разделы: Схема входных цепей, схемы подключения преобразоваелей 550/28, 550/380, схемы подключения отопителей, схемы тягового привода. Силовой тяговый привод (СТП) предназначен для приведения в движение, регулирования скорости и торможения троллейбуса и обеспечивает следующие режимы работы: — плавный пуск тягового двигателя за счет импульсного регулирования напряжения на якоре двигателя с начальным током регулирования порядка 40…50 А, что необходимо для выбора люфтов в механической передаче привода; — бесступенчатое управление скоростью движения троллейбуса с автоматическим последовательным включением двух режимов ослабления возбуждения тягового электродвигателя; — электродинамическое торможение с регулировкой тормозного тока; — изменение направления вращения тягового двигателя для движения троллейбуса назад, скорость движения троллейбуса при этом ограничивается; — движение троллейбуса вперед и назад при любой полярности напряжения контактной сети; — управление проездом стрелок; — приоритет режима торможения над режимом хода; — защита электрооборудования от перегрузок по току, от снижения и превышения напряже- ния контактной и бортовой сетей, от перегрузок и коротких замыканий в электрических цепях. — Высоковольтная схема привода. — Схема подключения блока управления. На троллейбусе установлен тяговый двигатель постоянного тока типа ДК 211БМ. Он расположен в заднем свесе по левому борту троллейбуса. Устройство контроля изоляции ПКТУ-1 расположено в нише левого воздушного канала и включено между корпусом троллейбуса и поверхностью дорожного полотна посредством подвижного электрода, что позволяет измерять значение тока утечки между корпусом кузова троллейбуса и землей.
Контроллеры хода и тормоза являются идентичными. Каждый из них расположен под полом троллейбуса и связан с соответствующей педалью системой рычагов. В состав контроллера входит концевой выключатель, фиксирующий исходное состояние педали и датчик углового перемещения на основе элемента Холла, выходное напряжение которого является линейной функцией от угла изменения положения педали. В контроллере установлены также элементы защиты от перенапряжений, обратной полярности и других аварийных режимов. Элементы , установленные в блоке — разъем штыревой фирмы АМР в составе: — Схема подключения на троллейбусе. На троллейбусе установлены два токоприемника с пневмоприводом. Они служат для подачи напряжения с контактной сети на троллейбус. Токоприемник и блок управления штангоуловителя крепятся к раме на крыше трол- лейбуса. Изоляция токоприемника выполнена фарфоровыми изоляторами. Штанга токоприемника изолируется от основания, а головка — от штанги. — Технические характеристики токоприемников. — Установка токоприемника с пневмоприводом. — Пневматическая принципиальная схема — Электрическая принципиальная схема |
Механическое оборудование троллейбуса |
---|
На троллейбусе установлен портальный ведущий мост ZF AV-132/80. Обслуживание ведущего моста проводить в соответствии с «Предписаниями по смазке и обслуживанию ведущего моста ZF AV-132/80». Качество смазки и интервалы замена смазки согласно «Перечню смазочных материалов TE-ML 12». Количество масла и класс указаны на табличке 2, закрепленной на мосту. На троллейбусе устанавливается передняя ось ZF RL-85 A. Обслуживание передней оси проводить в соответствии с «Предписаниями по смазке и обслуживанию передних осей ZF». Для смазки подшипников шкворней и подшипников ступиц применять литиевую консистентную смазку NLGI-класс 2 (обозначение смазки KP2K-30 по DIN 51825 или ISO-L-XCCHB2 по ISO 6743-9). Троллейбус оборудован рулевым управлением с гидроусилением, которое обеспечивает легкость управления, необходимый поворот колес и возвращение их в нейтральное положение. Оно включает в себя следующие составляющие: — Общая схема рулевого управления Карданная передача передает крутящий момент от тягового электродвигателя к ведущему мосту. Троллейбус оборудован рабочей, стояночной, запасной и электродинамической тормозными системами, остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы тормозов и других потребителей сжатого воздуха. Рабочая тормозная система состоит из колесных тормозов с двухконтурным пневматическим приводом (воздействует на тормозные механизмы всех колес троллейбуса), и электродинамического тормоза от тягового электродвигателя (воздействует на колеса ведущего моста). Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур по требованию заказчика может оснащаться противобуксовочной системой (ASR). Привод крана рабочих тормозов совмещен с приводом контроллера торможения. При нажатии на педаль тормоза сначала включается режим электродинамического торможения тяговым электродвигателем с эффективностью торможения, зависящей от величины нажатия на тормозную педаль (вспомогательная тормозная система), при дальнейшем нажатии дополнительно включаются рабочие тормоза. Контроллер торможения, кран рабочих тормозов и их привод расположены под полом рабочего места водителя. Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного троллейбуса на горизонтальной дороге или дороге с уклоном. Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов – пневматический. Стояночная тормозная система должна удер- живать троллейбус с полной нагрузкой на уклоне 18%. При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы. Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости троллейбуса или его остановки в случае частичного или полного отказа одного из контуров рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы выполняет стояночная тормозная система и исправные контуры тормозной системы. При использовании стояночной тормозной системы в качестве запасной рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положе-нии. С увеличением угла поворота рукоятк интенсивность торможения увеличиваетсяза счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов. Остановочный тормоз применяется при коротких остановках. Включение производится нажатием кнопки на панели управления , а также автоматически при открытии любой из дверей троллейбуса при условии, что скорость троллейбуса ниже 5 км/ч. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста. Электродинамическая тормозная система – электрическая система торможения тяговым электродвигателем, воздействующая на колеса ведущего моста. Электродинамическая тормозная система предназначена для притормаживания троллейбуса без использования колесных тормозных механизмов. Узлы и механизмы тормозных систем:— Дисковые тормозные механизмы (KNORR-BREMSE).— Тормознная камера Пневматический тормозной привод:— Принципиальная схема тормозного привода.— Работа привода рабочих тормозов.— Работа привода стояночного тормоза. — Работа привода остановочного тормоза. — Обслуживание тормозной системы. Антиблокировочная система тормозов (ABS): — Описание и техническое обслуживание ABS. — Схема подключения на троллейбусе. |
Как вам статья?