Задний мост троллейбуса ЗиУ-9Б (ЗиУ 682Б)

Составные части заднего моста

Задний мост

   1 — упругий элемент, 2 — ведущий фланец, 3 — крышка, 4 — подшипник, 5 — маслосливная пробка, 6 — подшипник, 7 — ведущая шестерня, 8 — полуось, 9 — подшипник, 10 — сателлит, 11 — картер центрального редуктора, 12 — чашка дифференциала, 13 — ведомая шестерня, 14 — полукрестовина, 15 — разжимной кулак, 16 — тормозной рычаг, 17 — рессора, 18 — тяга ограничителя хода, 19 — буфер, 20 — палец задней рессоры, 21 — масленка, 22 — передний кронштейн задней рессоры, 23 — подрамник, 24 — амортизатор, 25 — тормозной барабан, 26 — обод колеса, 27 — колесный редуктор, 28 — крышка, 29 — подушка, 30 — задний кронштейн задней рессоры.


Ступица заднего моста

Ступица заднего моста

   1 — планетарный механизм, 2 — сателлит, 3 — солнечная шестерня, 4 — коронная шестерня, 5 — ступица колеса, 6 — подшипник роликовый, 7 — шпилька колеса, 8 — кольцо уплотнительное, 9 — подшипник, 10 — разжимной кулак, 11 — балка заднего моста, 12 — полуось, 13 — тормозная колодка, 14 — тормозной барабан, 15 — цапфа, 16 — зубчатая распорная втулка, 17 — опора коронной шестерни.


Чертеж заднего моста

Чертеж заднего моста

Чертеж заднего моста

   1 — заливная пробка, 2 — полуось, 3 — балка, 4 — кронштейн, 5 — ось тормозной колодки, переходник, 6 -тормозная колодка, 7 -стопорный болт, 8 — рукав, 9 — сальник, 10 — кольцо, 11,15 -стопорный болт, 12 — стопорное кольцо, 13 — опора коронной шестерни, 14 — стопорная пластина, 16 — сливная пробка, 17 — шпилька, 18 — гайка, 19 — заливная пробка, 20 — солнечная шестерня, 21 — упорный палец, 22 — упорная шайба, 23 — сальник, 24 — шарик, гайка полуоси, 25 — крышка, 26 — ось сателлита, 27 — водило, 28 — сателлит, 29 — коронная шестерня, 30 — проставочное кольцо, 31 — ступица колеса, 32, 38 — подшипники, 33 — распорная втулка, 34 — болт, 35 — гайка колеса, 36 — регулировочные прокладки, 37 — болт, 39,44 — опора разжимного кулака, 40 — пружина, 41 — тормозной барабан, 42 — колесо в сборе, — разжимной кулак, 45 — тормозной рычаг, 46 — центральный редуктор, 47 — прижим.

Читайте также:  Передний (ведомый) мост ZF RL-85 A

Описание заднего моста

Балка ведущего моста 3 состоит из двух стальных штампованных частей (верхней и нижней), соединенных в горизонтальной плоскости разъема электросваркой. В центре балки имеется картер, в котором размещен центральный редуктор 46. В картере предусмотрено отверстие 1 для заливки и проверки уровня масла и два сапуна для сообщения картера с атмосферой. В нижней части картера имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с магнитной вставкой. К обоим концам балки привариваются стальные суппорты, к которым болтами 39 крепятся рукава 8. В суппорт запрессованы оси 5, предназначенные для крепления тормозных колодок 6. Оси 5 стопорятся болтами 7. В тормозные колодки запрессованы бронзовые втулки, которые являются подшипниками скольжения осей.

На двух конических роликовых подшипниках 32 и 38 вращается ступица 31, выполненная из стального литья. Внутренний конический подшипник 38 установлен на рукаве 8, внешний подшипник 32 — на опоре 13 коронной шестерни. Распорная втулка 33 шлицами соединяет опору коронной шестерни с рукавом ведущего моста. С внутренней стороны ступица уплотняется резиновым сальником с металлической обоймой 9 и резиновым уплотнительным кольцом 10. К кольцу болтами крепится маслоотражатель, представляющий собой стальной штампованный колпак. Масло, просачивающееся через уплотнение ступицы, попадает на внутреннюю поверхность маслоотражателя и через окна в тормозном барабане выбрасывается наружу. Все детали, расположенные на рукаве 8 ведущего моста, стягиваются гайкой 30, которая фиксируется стопором, состоящим из стопорной пластины 14 и двух болтов 15.

В верхней части балки моста 3 с обеих сторон приварены кронштейны 44 с запрессованными в них бронзовыми втулками. Они служат опорами валов разжимных кулаков 43, на концах которых посажены тормозные рычаги 45. При помощи тормозного рычага 45 осуществляется регулировка зазора между колодками 6 и тормозным барабаном 41.


Чертеж центрального редуктора

Чертеж центрального редуктора

   а — в разрезе б — общий вид; 1 — сальник, 2 — уплотннтельное кольцо, 3 — кольцо, 4, 8, 37 — гайки, 5 -стопорная шайба, 6, 25 — шайбы, 7 — шпилька, 9, 30 — конические роликовые подшипники, 10 — регулировочные шайбы, 11 — распорная втулка, 12 — картер редуктора, 13, 21 — полуосевые шестерни, 14, 22 — чашки дифференциального механизма, 15 — маслоотражатель, 16, 27 — болты, 17 -стопорная пластина. 18- полукрестовина, 19 — прокладка, 20 — сателлитовые шестерни, 23 — роликовый подшипник, 24 — регулировочные гайки, 26 — стопорный болт, 28 — ведомая шестерня, 29 — ведущая шестерня, 31 — стакан, 32- регулировочные прокладки, 33 — уплотнительная прокладка, 34 — крышка, 35 — шпонка, 36 — ведущий фланец, 38- шплинт, 39 — полуоси.


Описание центрального редуктора

Центральный редуктор предназначен для передачи крутящего момента под углом 90° и изменения числа оборотов, передаваемых от тягового двигателя через карданную передачу на полуоси и колесные редукторы.

Центральный гипоидный редуктор состоит из двух конических шестерен со спиральными зубьями и дифференциального механизма, установленных в картере редуктора. Гипоидное смещение редуктора составляет 35 мм. Картер редуктора 12 выполнен из стального литья и крепится к картеру ведущего моста с помощью шпилек. Ведущая коническая шестерня 29 изготовлена заодно с валом и вращается на двух конических роликовых подшипниках 9 и 30. Конический подшипник 30 установлен в картере редуктора, подшипник 9 — в стакане 31. Стакан выполнен из стального литья. Между внутренними обоймами подшипников установлены распорная втулка 11 и регулировочные шайбы 10, с помощью которых регулируются подшипники 9 и 30. Конические роликовые подшипники на валу ведущей шестерни 29 затянуты гайкой 4. Внешний конический подшипник закрыт крышкой 34, которая прилегает своей поверхностью через уплотнительную прокладку 33 к стакану 31. Крышка 34 и стакан 31 при помощи шпилек 7 крепятся к картеру редуктора 12. Между фланцем стакана 31 и картером 12 размещен комплект регулировочных прокладок 32. В крышке 34 расположен сальник 1, предотвращающий вытекание масла из редуктора. Сальник закрыт пылеотражателем.

На конической части вала ведущей шестерни с помощью шпонки 35 крепится ведущий фланец 36. Фланец имеет отверстия, расположенные по окружности, для соединения с фланцевой вилкой карданной передачи. Все детали, установленные на валу ведущей шестерни, стягиваются корончатой гайкой 37, закрепляемой шплинтом 38. Ведомая коническая шестерня 28 крепится к левой чашке 22 дифференциального механизма болтами 27. Головки болтов контрят проволокой, предотвращающей их отвертывание.

Регулировку зацепления конических шестерен 28 и 29 редуктора можно осуществлять, меняя толщину комплекта регулировочных прокладок 32, установленных между фланцем стакана 31 и картером 12. При этом изменяется положение ведущей конической шестерни 29 в осевом направлении. Перемещение ведомой конической шестерни 28 осуществляется с помощью регулировочных гаек 24, которые одновременно служат для регулировки конических роликовых подшипников 23.

Дифференциальный механизм дает возможность ведущим колесам на поворотах вращаться с разной скоростью. Дифференциальный механизм состоит из двух конических полуосевых шестерен 13 и 21, двух осей полукрестовины 18 с четырьмя коническими шестернями — сателлитами 20. В отверстия сателлитов запрессованы бронзовые втулки, служащие подшипниками скольжения. Сателлиты надеты на две перпендикулярно расположенные оси полукрестовин 18, концы которых входят в гнезда чашек дифференциального механизма. Сателлиты входят в зацепление с обеими полуосевыми шестернями. Чашки дифференциального механизма 14 и 22 стянуты болтами 16. Между чашками и сателлитами, а также полуосевыми шестернями установлены бронзовые прокладки. Чашки имеют три отверстия, через которые проходит масло для смазки дифференциального механизма. Чашки дифференциального механизма с укрепленной болтами ведомой конической шестерней установлены в картере редуктора на двух конических роликовых подшипниках 23. Полуосевые шестерни шлицами соединены с полуосями ведущего моста.

Работа дифференциального механизма заключается в следующем. При движении троллейбуса по прямой гладкой дороге оба ведущих колеса проходят одинаковые пути и делают одинаковое число оборотов. В этом случае сателлиты дифференциального механизма не вращаются на своих осях, они как бы заклинены между полуосевыми шестернями. При повороте троллейбуса внутреннее ведущее колесо проходит меньший путь, чем наружное. Внутреннее колесо как бы упирается в путь и через свою полуось притормаживает внутреннюю полуосевую шестерню дифференциального механизма, которая воздействует на сателлиты, заставляя их поворачиваться. Сателлиты, обегая приторможенную внутреннюю полуосевую шестерню, дают возможность наружной полуосевой шестерне дифференциального механизма, а следовательно, и внешнему но отношению к центру поворота ведущему колесу вращаться с большой скоростью. На сколько оборотов меньше сделает при повороте троллейбуса внутреннее ведущее колесо по сравнению с ведомой конической шестерней центрального редуктора, на столько же оборотов больше сделает внешнее ведущее колесо.


Составные части колесного редуктора

Колесный редуктор

   1 — крышка, 2 — водило, 3 — гайка полуоси, 4 — опора корончатой шестерни, 5 — подшипник 7302, 6 — коронная шестерня, 7 — ось сателлита, 8 — сателлит, 9 — задняя полуось, 10 — картер заднего моста, 11 — червячное колесо, 12 — корпус, 13 — червяк, 14 — упорная гайка, 15 — разжимной кулак, 16 — оттяжная пружина колодок тормоза, 17 — подшипник 7322, 18 — направляющее кольцо, 19 — распорная втулка.


Чертеж колесного редуктора

Чертеж колесного редуктора

   1 — тормозная колодка, 2 — тормозная накладка, 3 — болт, 4 — стопорное кольцо, 5 — коронная шестерня, 6 — опора, 7 — крышка 8 — сателлиты, 9 — пробка заливного отверстия, 10 — солнечная шестерня, 11 — упорная шайба, 12 — упорный палец, 13 — водило, 14 — ось, 15 — подшипники, 16 — распорная втулка, 17 — полуось, 18 — рукав, 19 — сальник, 20 — балка моста, 21 — вал разжимного кулака.


Описание колесного редуктора

Колесный редуктор служит для передачи вращательных усилий с полуоси на ведущие колеса. При этом происходит уменьшение числа оборотов и увеличение тяговых усилий. Он также обеспечивает передачу больших мощностей при незначительных габаритах и позволяет иметь сравнительно низкое расположение пола.

Колесные редукторы представляют собой планетарные механизмы — цилиндрические прямозубые шестерни, имеющие внешнее и внутреннее зацепление. Установлены они в ступицах ведущих колес. Колесный редуктор состоит из солнечной шестерни 10, трех сателлитов 8 и коронной шестерни 5. Солнечная шестерня является ведущей. Она соединена с полуосью 17 шлицами и фиксируется от осевого перемещения двумя стопорными кольцами. Каждый сателлит вращается на двух цилиндрических роликовых подшипниках 15, установленных на осях 14. Оси сателлитов крепятся к водилу 13 и фиксируются шариками и бобышками, расположенными на внутренней поверхности крышки 7 колесного редуктора. Оси пустотелые, имеют радиальные отверстия для смазки подшипников сателлитов. Коронная шестерня 5 крепится на опоре 6 и фиксируется стопорным кольцом 4. Коронная шестерня неподвижна, так как она через опору и шлицевую распорную втулку 16 установлена на рукаве 18. Водило соединено со ступицей шпильками, ввернутыми в торцовую часть ступицы.

Крышка колесного редуктора 7 крепится к водилу болтами. Под крышку ставится уплотнительное кольцо. В центре крышки установлена упорная шайба 11. В выточку полуоси с торцовой стороны крепится упорный палец 12. Зазор между пальцем и шайбой должен быть в пределах 0,5-1 мм. Регулируется зазор с помощью регулировочных прокладок, установленных под упорную шайбу. В крышке колесного редуктора имеется два отверстия: одно 9 служит для заливки масла и контроля за его уровнем, второе — сливное. Отверстия закрыты пробками.

Передаточное число центрального редуктора определяется отношением числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. Оно равно 3,111. Передаточное число колесного редуктора определяется отношением числа зубьев коронной шестерни к числу зубьев солнечной шестерни. Оно равно 3,666. Общее передаточное число главной передачи 11,4. Передаточное число главной передачи показывает, что частота вращения ведущих колес меньше частоты вращения якоря тягового двигателя в 11,4 раза, а вращающий момент на ведущих колесах больше момента, развиваемого тяговым двигателем, в 11,4 раза.

Полуоси троллейбуса изготовлены из стали и имеют на концах шлицы с эвольвентным зацеплением. Одним концом полуось соединена с шестерней дифференциального механизма, а другим — с солнечной шестерней колесного редуктора. Вращающий момент от центрального редуктора через полуоси передается на солнечные шестерни колесных редукторов, приводящих во вращение сателлиты. Сателлиты, катясь по коронным шестерням, вращают водила и соединенные с ними ступицы ведущих колес.


Подвеска заднего моста

Чертеж подвески моста

Чертеж подвески моста

   1 — амортизатор, 2 — тяга ограничителя хода, 3 — подушка, 4 — крышка кронштейна, 5 — задний кронштейн, 6 — рессора, 7- стяжной болт, 8 — накладка, 9 — подрамник, 10 — передний кронштейн рессоры, 11 — палец рессоры, 12 — масленка, 13 — дополнительный буфер, 14 — втулка, 15 — упругий элемент, 16 — гайка М24, 17 — штуцер, 18 — регулятор положения кузова, 19 — тяга регулятора положения кузова, 20 — болт крепления элемента к подрамнику, 21 — буфер.


Описание подвески заднего моста

Пневморессорная подвеска ведущего моста состоит из четырех упругих пневматических элементов 15, четырех телескопических амортизаторов 1, двух продольных листовых полуэллиптических рессор 6 и подрамника 9. В подвеске ведущего моста установлены два регулятора положения кузова 18 — левый и правый, по конструкции такие же, как и на ведомом мосту.

Вертикальные нагрузки от рамы троллейбуса передаются на балку ведущего моста через пневматические упругие элементы 15, две полуэллиптические рессоры 6 и подрамник 9. Амортизаторы повышают плавность движения троллейбуса.

Листовые рессоры 6 подвески задней оси воспринимают продольные усилия и крутящие моменты, а также часть вертикальной нагрузки совместно с пневматическими упругими элементами. Рессора состоит из шести листов, стянутых центровым болтом и двумя хомутиками. Передний конец рессоры крепится к кронштейну 10 основания шарнирно с помощью специального литого ушка и пальца 11. Задний конец рессоры заделан в специальную резиновую подушку 3. Рессора концами крепится к основанию кузова, а средняя часть — к подрамнику 9 с помощью накладок 8 и стяжных болтов 7. Подрамник пневмоподвески ведущего моста сварной. Он состоит из двух лонжеронов, передней и задней поперечных балок.


Моменты затяжки соединений

Гайки прижимов колес, кгс.м 20
Гайки колес, кгс.м 40
Гайки рукава, кгс.м 90 — 120
Гайки ведущей конической шестерни, кгс.м 56 — 60
Гайки крепления колесного редуктора, кгс.м 6,5
Болты крепления крышки колесного редуктора, кгс.м 2,5
Болты крепления картера главной передачи, кгс.м 7,8
Болты крепления крышки ведущей конической шестерни, кгс.м 7,8
Болты с внутренним шестигранником в головке для крепления подшипника разжимного валика, кгс.м 7,8

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Добавить комментарий