Рулевое управление троллейбуса МАЗ 203Т

Схематический рисунок

Рисунок рулевого управления

1 — рулевое колесо; 2 — угловой редуктор; 3 — педаль; 4 — карданный вал; 5 — рулевая колонка; 6 — нижний карданный вал; 7 — рулевой механизм со встроенным усилителем; 8 — сливной шланг; 9 — напорный шланг; 10 — продольная рулевая тяга; 11 — поперечная рулевая тяга.


Описание работы рулевого управления.

Рулевое управление включает элементы от рулевого колеса до рычагов поворотных кулаков. Энергию гидроусилитель, встроенный в рулевой механизм, получает от насоса, установленного на двигателе.
Усилие водителя передается через рулевое колесо 1, регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку 5, верхний карданный вал 4, угловой редуктор 2, нижний карданный вал 6, рулевой механизм со встроенным гидроусилителем 7, продольную рулевую тягу 10 к левому управляемому колесу. Правое управляемое колесо связано с левым поперечной рулевой тягой 11.
Наконечники продольной и поперечных рулевых тяг имеют правую и левую резьбу для возможности регулировки длины тяг без отсоединения наконечников. Наконечники на тягах фиксируются хомутами.

Рулевая колонка

Схематический рисунок рулевой колонки

Рулевая колонка

        1, 6 — зубчатая рейка; 2, 3, 8 — палец; 4, 7 — зубчатый сектор; 5, 13 — ось; 9 — рулевая колонка; 10 — вал; 11 — гайка; 12 — рулевое колесо; 14 — шпонка; 15 — педаль; 16 — болт; 17, 18 — пружина; 19 — кронштейн


Описание работы рулевой колонки

На троллейбусы МАЗ устанавливается регулируемая по высоте и наклону травмобезопасная рулевая колонка.

Рулевая колонка 9 в сборе с механизмом регулирования наклона и высоты рулевого колеса закреплена на кронштейне 19. Рулевое колесо 12 закреплено на валу 10 рулевой колонки гайкой 11.
В рабочем положении зубчатые рейки 1 и 6 прижимаются к зубчатым секторам 4 и 7 пружинами 17 и 18, фиксируя рулевую колонку в определенном положении. Для регулировки угла наклона рулевого колеса необходимо нажать педаль 15 на половину хода, при этом зубчатая рейка поворачивается на пальце 8 и выходит из зацепления с зубчатым сектором 7, давая возможность поворачивать рулевую колонку вокруг оси 13. При дальнейшем нажатии на педаль до упора в болт 16 зубчатая рейка 1 поворачивается на пальце 3 и выходит из зацепления с зубчатым сектором 4, давая возможность поворачивать рулевую колонку вокруг оси 5, при этом рулевая колонка регулируется как по наклону, так и по высоте. При отпускании педали пружины прижимают зубчатые рейки к зубчатым секторам, фиксируя рулевую колонку в выбранном положении.


Угловой редуктор

Чертеж углового редуктора

Угловой редуктор

        1 — уплотнительное кольцо; 2 — шпонка; 3 — стопорное кольцо; 4 — шестерня; 5, 9 — подшипник; 6 — регулировочные прокладки; 7 — болт; 8 — картер; 10 — стакан; 11 — прокладки; 12 — гайка; 13,18 — крышка; 14 — манжета; 15 — ведущий вал; 16 — заливная пробка; 17 — втулка; 19 — ведомый вал; 20- пыльник.


Описание работы углового редуктора.

Угловой редуктор передает усилие, приложенное к рулевому колесу, через карданные валы на рулевой механизм. Угловой редуктор состоит из ведущего 15 и ведомого 19 валов с парой конических шестерен 4, посаженных на шпонки 2. Валы установлены в картер 8 на конических подшипниках 5 и 9. В картере имеется заливное отверстие, закрытое пробкой 16. Предварительный натяг конических подшипников 9 регулируется гайкой 12. Предварительный натяг подшипников 5 и зазор в зубчатом зацеплении пары конических шестерен регулируется набором прокладок 6. Ведущий и ведомый валы уплотняются манжетами 14.

Угловой редуктор заполняется по край заливного отверстия любым моторным маслом, при температуре ниже минус 30 °С – маслом АМГ 10 ГОСТ 6794-75.


Рулевые тяги

Обслуживание рулевых тяг

Наконечники рулевых тяг необслуживаемые. Уход за наконечниками заключается в периодической проверке состояния резиновых чехлов, наличия люфта в наконечниках и поджатии хомутов крепления наконечников.

Проверка люфта выполняется при повороте рулевого колеса влево-вправо измерением перемещения корпуса наконечника рулевой тяги относительно рычага поворотного кулака. Осевое перемещение должно быть не более 2 мм, а радиальное – не более 0,8 мм. Если перемещение больше указанного, то необходимо заменить наконечник рулевой тяги.

Перед заменой наконечников продольной рулевой тяги 10 необходимо зафиксировать передние колеса и рулевое колесо в положении соответствующем прямолинейному движению. При этом должны совпадать метки на входном валу и на корпусе рулевого механизма 7. После замены наконечников отрегулировать длину продольной тяги, так чтобы оси пальцев наконечников рулевой тяги совпали с осями конусных отверстий в сошке и рычаге поворотного кулака. Наконечники должны быть ввернуты в трубу на одинаковую величину.

Корончатые гайки крепления пальцев должны быть затянуты моментом 250…280 Н·м и застопорены шплинтом.

Гайки болтов хомутов должны быть затянуты моментом 70…80 Н·м;

После установки тяги снять фиксацию колес.

После замены наконечников поперечной рулевой тяги провести проверку и регулировку схождения колес.

Внимание! Запрещается вращать рулевое колесо при отсоединенной рулевой тяге. При повороте рулевого колеса в крайнее положение при отсоединенной рулевой тяге будет нарушена регулировка клапанов ограничения давления при крайних положениях рулевого колеса!


Гидростанция гидроусилителя руля (ГУР)

Схематический рисунок гидростанции

Гидростанция ГУР

        1 — шестеренчатый насос; 2 — фильтр; 3 — масляный бак; 4 — фильтр-сапун; 5 — сливная пробка (на дне бака); 6 — указатель уровня масла; 7 — хомут; 8 — электродвигатель; 9 — основание;


Описание работы гидростанции.

На троллейбусе установлена гидростанция ГУР с электродвигателем Г732 и насосом НШ16.
Гидростанция гидроусилителя руля представляет собой выдвижной модуль, который располагается в изолированном отсеке за передним левым колесом троллейбуса. Допускается применение насосной станции другого типа, имеющей производительность не менее 15 л/мин при рабочем давлении – не менее 100 бар.

Гидростанция ГУР состоит из электрогидронасоса, установленного на выдвижном основании, объединенным с баком 3, на котором находится указатель уровня масла 7. Электрогидронасос состоит из шестеренчатого насоса 1 и электродвигателя 8. Насос подает постоянный поток, независимо от количества оборотов.

Перед вводом эксплуатацию гидростан- ции необходимо:

  • перед установкой наполнить насос гидравлической жидкостью;
  • проверить направление вращения;
  • при монтаже муфты предотвратить осевые или радиальные нагрузки;
  • перед установкой очистить трубопроводы от грязи, окалины, песка, стружки и т.д. В частности, сварные трубы должны быть протравлены и промыты;
  • исключить внешнее воздействие на трубу или гибкий трубопровод;
  • при первом запуске должен быть тщательно удален воздух из всей гидравлической установки.;
  • закрывать уплотнительное кольцо вала при напылении и покраске лаками;
  • учитывать технические данные, особенно скорость вращения и давление, а также разрежение в линии всасывания;
  • запустить насос без нагрузки и дать несколько секунд поработать без давления,чтобы обеспечить достаточную смазку;
  • не запускать насос без масла;
  • если через 20 сек. насос не начнет качать без пузырей, перепроверить установку.
  • после достижения рабочих параметров, проконтролировать герметичность соединений трубопроводов.

В верхней крышке бака ГУР установлены фильтр-сапун 4, через который происходит заливка масла и стравливание избыточного давления из бака, и фильтр 2, предназначенный для очистки масла, поступающего из гидросистемы троллейбуса.


Масляный фильтр FR110-C25 B3 0 R1

Схематический рисунок фильтра

Масляный фильтр

        1 — болт; 2 -крышка корпуса; 3 — фильтрующий элемент; 4 — корпус фильтра; 5 — пружина клапана; 6 — перепускной клапан.


Устройство и обслуживание фильтра.

На троллейбусе установлен фильтр FR110-C25 B3 0 R1. Фильтр работает следующим образом: масло, поступающее из гидросистемы троллейбуса в корпус фильтра 4, очищается, проходя через стенки фильтрующего элемента 3 и попадает в бак. Со временем фильтрующий эле-мент загрязняется,и давления масла становится недостаточно для прохождения через стенки фильтрующего элемента. Тогда под давлением масла начнет сжиматься пружина клапана 5, и клапан 6 смещается вниз. В этом случае масло поступает в бак без фильтрации. Все элементы гидростанции соединены с гидросистемой троллейбуса патрубками и рукавами высокого давления.
Степень загрязнения фильтра проверяется при каждом шестом ТО-1 и устанавливается с помощью манометра VR 25. Он устанавливается на крышку фильтра FR110-C25 B3 0 R1 и имеет трёхцветную шкалу. Зелёная зона — правильное рабочее давление, жёлтая — ситуация перед полным загрязнением фильтра, красная — фильтр загрязнён, а перепускной клапан открыт. В последнем случае необходимо промыть либо заменить фильтрующий элемент.
При каждой замене масла необходимо промыть фильтрующий элемент 3. Для снятия фильтрующего элемента необходимо отвернуть болты 1 и снять крышку 2 с уплотнительным кольцом и вынуть его из корпуса. Фильтрующий элемент следует промывать в керосине или дизельном топливе с последующей продувкой сжатым воздухом изнутри и снаружи фильтра.
Установка фильтра производится в обратной последовательности.
При попадании в систему инородных частиц и жидкостей рабочая жидкость подлежит обязательной внеплановой замене с промывкой фильтра 3.

Читайте также:  Узлы тормозной системы троллейбуса ЗИУ-5
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Устройство и эксплуатация троллейбусов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: