Рисунок тормозного механизма
1 — суппорт; 2 — опора; 3 — тормозной диск; 4 — тормозные накладки; 5 — опора крепления суппорта; 6 — рычаг; 7 — мостик; 8 — устройство автоматического регулирования зазора; 9 — резьбовой палец с штемпелем; 10 — цепь; 11 — шпилька.
Принцип работы тормозного механизма
1 — суппорт; 3 — тормозной диск; 4 — тормозные накладки; 6 — рычаг; 7 — мостик; 9 — палец; 16 — тормозная камера.
При заполнении тормозной камеры 16 воздухом шток камеры приводит в действие рычаг 6 со смещенной осью вращения.
Усилие F1, которое при этом прикладывается, действует через мостик 7 и резьбовой палец 9 на тормозные накладки 4 с силой F2.
Тормозные накладки 4 перемещаются и прижимаются к тормозному диску 3. Сила реакции F3, возникающая при этом на суппорте 1, передается на противоположно расположенную тормозную накладку 4, которая прижимается к тормозному диску с таким же усилием F2.
Тормозная сила, которая при этом возникает, зависит от давления сжатого воздуха в тормозной камере 16 от типоразмера тормозной камеры и от передаточного отношения на рычаге 6.
На заднем мосту вместо тормозных камер установлены тормозные цилиндры с энергоакумуляторами.
Автоматическое регулирование зазора
6 — рычаг; 9 — резьбовой палец; 10 — цепь; 12 — вилка включения; 13 — внутренняя втулка; 14 — шаровая рампа, 15 — пружина.
Устройство автоматического регулирования зазора расположен в средине одного из резьбовых пальцев 9, связанных между собой цепной передачей. При каждом торможении через рычаг 6 и вилку включения 12 приводится в действие устройство автоматическими регулирования зазора.
Создаваемое здесь вращательное движение передается на внутреннюю втулку 13 и через шаровую рампу 14 на резьбовой палец 9. При проворачивании резьбового пальца уменьшается зазор между тормозными накладками и тормозным диском.
При нормальной величине зазора резьбовой палец 9 еще до проворачивания находится в нагруженном состоянии, так что регулировка зазора не происходит.
Создаваемый рычагом 6 крутящий момент на внутренний втулке воспринимается шаровой рампой 14 и пружиной 15.
Благодаря высокой жесткости суппорта и эффективности устройства автоматического регулирования зазора ход штока тормозной камеры является коротким(57 мм).
Датчик граничного износа тормозных накладок
В тормозной механизм встроен датчик предельного износа тормозных накладок, который следит за перемещением резьбового пальца. Достигнув предельного значение толщины тормозных накладок контакты датчика замыкаются и на панели приборов загорается индикатор, сигнализирующий о необходимости замены тормозных накладок.
Монтаж и демонтаж пластиковых трубопроводов
Для монтажа пластиковых трубопроводов необходимо вставить трубопровод 3 в предохранительный кожух 1 и зажимную втулку 2 разъема до упора.
Для демонтажа пластмассовых трубопроводов необходимо стянуть защитный кожух 1 с разъема, нажать зажимную втулку 2 и одновременно вытянуть трубопровод 3 с зажимной втулки 2 в соединении.
Крепления пластмассовых трубопроводов необходимо обеспечить таким образом, чтобы не допустить их перелома, перекручивания и провисания. При необходимости ввести дополнительные крепления стяжными лентами по месту к неподвижным частям кузова и трубопроводов пневмосистемы, за исключением трубопроводов системы отопления и гидроусилителя руля.
Пластмассовые трубопроводы в местах их соприкосновения и пересечения закрепить стяжной лентой. После затягивания длинные концы стяжной ленты обрезать.
Монтаж и демонтаж дискового тормозного механизма
Монтаж и демонтаж дискового тормозного механизма, а также его разборку и замену деталей, должны выполнять только специалисты, прошедшие необходимую подготовку с соблюдением указаний, изложенных в «Руководстве по ремонту пневматических дисковых тормозных механизмов RA-SB0002. Knorr-Bremse».
Для технического обслуживания и ремонта дисковых тормозных механизмов рекомендуется пользоваться набором специального инструмента Knorr-Bremse ZB 9032.
При обслуживании тормозного механизма следует проверить толщину накладок. Если толщина тормозных накладок менее 2 мм, тормозные колодки необходимо заменить.
Замена тормозных накладок допускается только комплектом, сразу всех колодок одной оси. Применять только те тормозные колодки, которые допущены к установке производителем транспортного средства, моста или тормозных механизмов.
Тормозные фрикционные накладки не должны иметь сколов, трещин. Необходимо оберегать накладки от попадания на них масла, поскольку фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить очисткой и промывкой.
После замены тормозных колодок для лучшего приработки поверхностей трения необходимо избегать резких торможений в начальный период эксплуатации.
При каждой замене тормозных колодок необходимо осмотреть диск и проверить его толщину.
Возможное состояние поверхности тормозного диска.
- А1 — допускаются незначительные риски по всей поверхности;
- В1 — допускаются риски в радиальном направлении глубиной или шириной до 1,5 мм;
- С1 — допускаются канавки по кругу шириной до 1,5 мм;
- D1 — не допускаются радиальные риски через всю поверхность трения. Диск необходимо заменить.
Необходимо также проверить толщину диска. Если толщина диска меньше 37 мм, то диск необходимо заменить (толщина нового диска 45 мм).
При несоблюдении данных требований возможна поломка тормозного механизма. При износе тормозных накладок к металлической пластине, или при износе тормозного диска менее 37 мм торможения может значительно ухудшиться или полностью прекратиться.
Как вам статья?