Тормозные системы троллейбуса ЗиУ-9Б (ЗиУ 682Б)

Составные части тормозного механизма задних колес

Тормозной механизм задних колес

   1 — балка заднего моста, 2 — тормозные колодки с накладками, 3 — тормозной барабан, 4 — поворотная цапфа, 5 — уплотнительное кольцо, 6 — маслоуловительный щиток, 7 — ступица 8 — подшипник, 9 — тормозной цилиндр, 10 — палец тормозной колодки, 11 — задняя полуось, 12 — шлицевая распорная втулка, 13 — оттяжная пружина тормоза, 14 — разжимной кулак, 15 — ролик, 16 — масленка, 17 — корпус тормозного рычага, 18 — червяк, 19 — червячная шестерня.


Чертеж тормозного механизма задних колес

Тормоза задних колес

   1 — тормозной барабан, 2-тормозные колодки, 3 — тормозные накладки, 4 — заклепка тормозной накладки, 5 — оттяжная пружина, 6 — втулка подшипника, 7 — ось тормозной колодки, 8 — стопорный болт, 9 — стопор ролика, 10 — ролик, 11 — разжимной кулак (левый), 12 — распорное кольцо, 13 — прокладка, 14 — щит тормоза I, 15 — установочный винт, 16- шайба, 17 — щит тормоза II.


Описание тормозного механизма задних колес

Основными деталями тормоза являются тормозной барабан 1 и тормозные колодки 2 с накладками 3, закрепленные на суппорте. На каждой колодке укреплены две тормозные накладки шириной 180 мм каждая. Вращение колодок происходит на осях 7 от разжимного кулака 11. Процесс торможения и оттормаживания на заднем мосту аналогичен процессам, происходящим на переднем мосту.


Чертеж тормозного механизма передних колес

Тормоза передних колес

   1 — накладка, 2 — правая нижняя колодка, 3 — заклепки 8X26, 4 — шплинт-проволока Ø 1,5 мм, 5 — болт Ml 2X20, 6 — сальник, 7 — правая верхняя колодка 8 — гайка М30, 9 — оттяжная пружина, 10 — правый поворотный кулак. 11 — втулка, 12 — ось колодки, 13 — суппорт тормозных колодок, 14 — разжимной кулак (правый), 15 -рычаг трапеции (правый), 16 — ролик, 17 — стопор ролика, 18 — палец оттяжной пружины, 19 — втулка, 20 — червячная шестерня, 21 — регулировочный рычаг (правый), 22 — замковая шайба, 23 — упорная гайка, 24 — червяк. 25 -пробка фиксатора, 26 — пружина фиксатора, 27 — шарик 8 мм, 28 — крышка тормозного рычага, 29 — винт M6XI0, 30 — трубка (только для правого рычага), 31 — конусная муфта (только для правого рычага), 32 — накидная гайка (только для правого рычага), 33 — упорная гайка (только для правого рычага), 34, 35- втулки (только для правого рычага), 36 — втулка.

Читайте также:  Передний (ведомый) мост ZF RL-85 A

Описание тормозного механизма передних колес

К суппорту тормозных колодок 13 крепятся оси колодок 12, на которые посажены две тормозные колодки 2 и 7 с накладками 1. Вал разжимного кулака 14 вращается в бронзовых втулках. На конце вала укреплен рычаг 21 разжимного кулака с червячной парой 20, 24 для регулировки тормоза. Рычаг 21 при помощи вилки и пальца соединен со штоком тормозного цилиндра. Тормозные колодки имеют ролики 16, которыми колодки 2, 4 прижимаются к разжимному кулаку 14 пружиной 9. Каждая колодка имеет две тормозные накладки 1 шириной 148 мм. Крепление накладки осуществляется алюминиевой заклепкой 3.

При нажатии на тормозную педаль сжатый воздух через тормозной кран поступает в тормозные цилиндры. Шток тормозного цилиндра через тормозной рычаг поворачивает разжимной кулак 14, который через ролики 16 .раздвигает тормозные колодки 2 и 7 с накладками 1, прижимая их к вращающемуся тормозному барабану 2 — происходит торможение. При срабатывании тормозной педали сжатый воздух через выпускной клапан тормозного крана выходит в атмосферу, шток под действием пружины тормозного цилиндра возвращается в первоначальное положение, поворачивая разжимной кулак 14 (рис. 54), тормозные колодки 2 и 7 с накладками 1 возвращаются в исходное положение под действием оттяжной пружины 9.


Составные части стояночного тормоза

Стояночный тормоз

   1 — скользящая вилка, 2 — тяга скользящей вилки, 3 — вал с рычагами и кронштейнами, 4 — коромысло, 5 — шарнирная вилка, 6 — вал промежуточный с пычагами и кронштейнами, 7 — механизм стояночного тормоза, 8 — тяга, 9 — вал с рычагами и кронштейнами первичный, 10,11 — промежуточные тяги, 12 — тяга конечная, 13 — оттяжная пружина, 14 — крючок оттяжной пружины.


Чертеж стояночного тормоза

Стояночный тормоз

   1 — крючок к оттяжной пружине, 2-оттяжная пружина, 3, 6, 16, 20 — тяги, 4 — палец, 9, 11 -вал с рычагом, 10 — кронштейн в сборе, 12 — коромысло, 13 — шарнирная соединительная муфта, 5 — вилка в сборе, 7 -установка механизма ручного тормоза, 8 — вилка, 14 — вал, 15 — кронштейн, 17 — скользящая вилка, 18 — чехол рычага, 19 — вилка, 23- собачка, 24 — зубчатая рейка, 21 — рычаг ручного тормоза, 22 — кнопка.

Читайте также:  Установка тягового двигателя троллейбусов МАЗ

Описание стояночного тормоза

Усилия от рычага ручного тормоза 21 передаются через тягу 6 на вал с рычагом 9, далее через тягу 3 на вал 14 и приводят в движение тяги 16 и, через вилку 17, разжимной рычаг.

В заторможенном состоянии рычаг ручного тормоза 21 стопорят собачкой 23 на зубчатой рейке 24. Для оттормаживания нажимают рычаг 21 в сторону затормаживания, нажимают кнопку 22, усилие которой передвинет тягу 20 вниз и через вилку 19 выведет собачку 23 из зацепления с зубчатой рейкой 24. Не отпуская кнопку 22, отпускают рычаг 21 вниз. Происходит оттормаживание ручного тормоза.

Регулировку стояночного тормоза производят после регулировки ножного пневматического тормоза задних колес. Рычаг 21 ставят в крайнее нижнее положение (30°). Положение рычагов регулируют тягами 3 и 6 в соответствии с чертежом.

Троллейбус тормозят ножным пневматическим тормозом, после чего рычаг 21 ставят в крайнее верхнее положение. Подтягивают ключом тягу 16 так, чтобы скользящая вилка 17 коснулась соединительного пальца тормозного рычага. Отпускают рычаг 21 стояночного тормоза в крайнее нижнее положение, после чего отпускают ножной тормоз. Производят несколько торможений ножным пневматическим тормозом, убедившись в отсутствии заеданий и толчков. Производят торможение стояночным тормозом для проверки его работы.

Ручной тормоз обеспечивает длительную стоянку троллейбуса на уклоне до 10%. Пользоваться им во время движения запрещается.

Как вам статья?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Добавить комментарий