ELTROLL Троллейбусный сайт

Антиблокировочная система тормозов «Knorr-Bremse»
  • Состав ABS

        На троллейбусе установлена 4-х канальная антиблокировочная система (ABS) тормозов типа 4S/4К (4 датчика /4 модулятора) фирмы «Knorr-Bremse».

   АБС содержит:
              - Четыре индуктивных датчика частоты вращения колес по одному на каждое колесо; Четыре электропневматических модулятора тормозного давления, по одному на каждое колесо; - Электронный блок управления (ЭБУ); - Реле блокировки тормоза-замедлителя; - Контрольную лампу и кнопку диагностики АБС; - Жгут датчиков и модуляторов АБС с соединительными разъемами, прикрепляемый хомутами к трубкам пневмосистемы; - Жгут подключения системы АБС с диагностическим разъемом. Диагностический разъем служит для подключения диагностического тестера. На этом же щите установлены предохранители АБС.

        Модулятор давления предназначен для управления давлением сжатого воздуха в тормозных камерах троллейбуса в зависимости от команды, выработанной блоком управления АБС. Модулятор жестко закреплен на специальном кронштейне, установленном на каркасе основания троллейбуса, в котором размещены:
              - впускной и выпускной клапаны (мембранного типа);
              - два электро
              магнитных клапана с катушками.
              (Нижний клапан и катушку условно именуют «клапан удержания» и «катушка удержания», имея в виду их функции — стабилизация давления. Соответственно, верхний клапан и катушку именуют «клапан сброса» и «катушка сброса»). Электромагнитные катушки подключены к блоку управления АБС с помощью специального жгута. В корпусе модулятора имеются вывод (маркировка «1»), подсоединяемый к ускорительному клапану пневмоконтура рабочих тормозов передних или задних колес; вывод (маркировка «2»), подсоединяемый к тормозным камерам; атмосферный вывод Е, а также две внутренние полости.

        Датчик частоты вращения колеса используется совместно с зубчатым кольцом, установленным на ступице колес заднего моста и передней оси. Он предназначен для бесконтактного определения числа оборотов колеса. Зубчатое кольцо закреплено на ступице колеса и вращается вместе с колесом. Датчик частоты вращения закрепляется на неподвижной части заднего моста (передней оси) при помощи втулки. Датчик представляет собой пассивный индуктивный элемент, состоящий из корпуса, постоянного магнита, магнитной катушки и провода для подключения к специальному жгуту, соединяющему датчик с электронным блоком управления АБС.

        Электронный блок управлениявыполняет функции центрального управляющего аппарата АБС, а также функции контроля, диагностики и самодиагностики. Одним из винтов крепления блока управления АБС закреплено реле блокировки тормоза-замедлителя.

        Кнопка диагностики служит для ручного приведения в действие системы диагностики.

        Реле блокировки тормоза — замедлителя служит для отключения тормоза-замедлителя при работе АБС.

        Контрольная лампа установлены в кабине водителя. Она снабжена специальным символом «ABS» и сигнализирует о неисправности АБС, жгутов, а также служит средством вывода информации о виде неисправности системы в режиме диагностирования.

        При включении питания загорается контрольная лампа с символом "АВS" и происходит тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.
        При исправной системе контрольная лампа гаснет через 2-3 секунды после включения питания или после начала движения (когда троллейбус достигает скорости 5-7 км/ч). При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления контрольная лампа загорается и не гаснет. При этом отключается питание соответствующих модуляторов и тормозная система или нерегулируемый ABS контур тормозной системы работает как при отсутствии ABS.
        Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков ABS при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или замене тормозных колодок (если при этом производилось снятие ступиц). Для нормальной работы ABS зазор между индуктором и датчиком ABS не должен превышать 1,3 мм. Для установки минимального рабочего зазора между индуктором и датчиком необходимо, воздействуя на торец датчика с усилием 120-140 Н (12 -14 кг с) или легким постукиванием неметаллическим предметом переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора, после снятия усилия провернуть ступицу колеса на 2-3 оборота.

  • Описание работы ABS

        При движении троллейбуса датчик частоты вращения колеса выдает синусоидный сигнал с частотой, прямо пропорциональной частоте вращения колеса, на электронный блок управления. Согласно алгоритму АБС в блоке управления происходит анализ сигналов датчиков независимо от того, происходит торможение или нет. При этом в выводах модулятора, если нет торможения (педаль тормоза не нажата), давление воздуха не создается. Впускное отверстие и выпускное отверстие атмосферного вывода закрыты. На обе электромагнитные катушки, клапанов управляющий электрический сигнал не подается.
        При торможении сжатый воздух поступает от ускорительного клапана в вывод 1 модулятора давления. Это давление воздействует на мембранный клапан, который, преодолевая сопротивление пружины, открывает впускное отверстие. Тормозное давление через открытое седло передается во внутреннюю полость и воздействует на большую площадь мембранного клапана. Благодаря этому клапан герметично прижимается к седлу, и отверстие атмосферного выхода остается закрытым. Сжатый воздух через вывод поступает в рабочие полости тормозных камер, и троллейбус затормаживается. Таким образом, при нормальных дорожных условиях АБС не работает, а модулятор выполняет роль промежуточного транзитного звена s системе пневмопривода тормозов троллейбуса.
        В случае возникновения угрозы блокировки (юза) одного или нескольких колес при торможении блок управления подает команды в виде импульсов напряжения определенной длительности на обмотки катушек и клапанов. Клапаны срабатывают, соответствующим образом срабатывают соединенные с ними клапаны, производя сброс, удержание или повышение давления в тормозных камерах.
        Это осуществляется следующим образом. Если электронный блок управления определяет, что какое-либо из колес (например, заднее левое), заблокировалось, то модулятору выдается соответствующий сигнал на сброс давления (працесс растармаживания) в рабочей тормозной камере, На электромагнитную катушку подается электрический сигнал, седло клапана удержания давления закрывается, а седло сброса давления открывается. Сжатый воздух поступает во внутреннюю полость, воздействует на большую площадь мембранного клапана, который закрывает впускное отверстие. Одновременно подается управляющий сигнал и на электромагнитную катушку клапана сброса, в результате чего клапана внутренний плоскости закрывается, а седло клапана сброса открывается. Внутренняя полость сообщается с атмосферой, давление в ней уменыпается. Под действием давления в выводе 2 (в тормозной камере) мембранный клапан открывает выпускное отверстие, часть сжатого воздуха из тормозных камер сбрасывается в атмосферу через вывод Е, давление в тормозных камерах уменьшается. Колесо постепенно выходит из заблокированного состояния. Контакт колеса с дорогой стабилизируется, и троллейбус становится управляемым
        Для удержания давления подается напряжение только на обмотку клапана, а обмотка клапана сброса давления остается обесточенной. При этом внешнее седло клапана удержания давления закрывается, а внутреннее седло открывается, впускное отверстие закрывается. Выпускное отверстие вследствие наличия давления во внутренней полости также остается закрытым. Давление на выходе 2 и, следовательно, в тормозных камерах остается постоянным.
        Для повышения давления в тормозных камерах (после сигнала на его уменьшение) электронный блок выдает команду на снятие напряжения с обеих катушек (или одной, если одна и ранее была обесточена).
        Модулятор возвращается в прежнее состояние и давление на выводе 2 и в тормозных камерах снова будет увеличиваться.
        В зависимости от комбинации различных команд разной длительности, поступающих от электронного блока управления на обмотки электромагнитных клапанов модуляторов, в тормозных камерах устанавливается значение давления, обеспечивающее максимально возможный (при данных условиях) коэффициент сцепления шины с поверхностью дороги и тем самым обеспечивается максимальное замедление при сохранении его устойчивости и управляемости при торможении.
        При возникновении неисправности в системе загорается контрольная лампа с символом «ABS». При этом отключается электропитание соответствующих модуляторов и тормозная система или ее часть работает как обычна, т.е. без АБС.

  • Возможные неисправности ABS и способы их устранения

Неисправности АБС


  • Определение неисправности ABS по кодам

        Для включения режима считывания неисправностей необходимо держать нажатой кнопку диагностики ABS в течение 0,5…3 секунд после включения зажигания (кнопка расположена в блоке коммутации).
        Световой мигающий код (блинк-код) неисправности выводится через контрольную лампу с символом "ABS" на щитке приборов. Блинк-код состоит из двух информационных блоков, представляющих собой две последовательности световых вспышек: длительность каждой вспышки – 0,5 сек., пауза между вспышками – 0,5 сек., пауза между информационными блоками – 1,5 сек. Пауза между кодом первой и второй неисправности – 4,5 сек. Количество вспышек в каждом информационном блоке дадут блинк-код состоящий из двух цифр. По блинк-коду, используя таблицу, можно установить тип неисправности или неисправный элемент.
        Для стирания из памяти кодов неактуальных неисправностей необходимо включить зажигание при нажатой кнопке диагностики ABS.
 

Неисправности АБС

Неисправности АБС




Valid XHTML 1.0 Transitional

© ElTroll 2009-2017