Двери троллейбуса МТБ-82

Принципиальная схема механизма открывания и закрывания дверей

Двери троллейбуса МТБ-82

           На оси 1 левой створки двери установлен рычаг 12, шарнирно соединенный со штоком ll. Шток соединен с поршнем 9, расположенным в цилиндре 3. При перемещении поршня вместе с ним перемещается и шток, вызывая поворот рычага 12 и связанной с ним оси 1.
Второй конец рычага 12 соединен с тягой 10, которая передает движение на правую створку двери, установленную на оси 5. Поворот створки осуществляется при помощи рычагов 4, б и 7.
На троллейбусе каждая дверная створка состоит из двух шарнирно соединенных половинок. Кинематика дверного механизма обеспечивает одновременное закрывание обеих створок дверей при крайнем правом положении поршня 9 в цилиндре 3 и одновременное открывание их при крайнем левом положении поршня.
Сжатый воздух подводится к цилиндру 3 с обеих сторон. С правой стороны воздух подается по трубопроводу 8 при помощи крана управления дверями. Выпуск сжатого воздуха из правой части цилиндра также производится этим краном, который соединяет трубопровод 8 с атмосферой.
В левую сторону цилиндра воздух постоянно подводится по трубопроводу 2 из резервуаров, и поэтому с левой стороны поршень 9 все время (пока в системе есть сжатый воздух) испытывает определенное давление.
При выпуске воздуха из правой части цилиндра поршень 9 под действием сжатого воздуха, находящегося в левой части, перемещается в крайнее правое положение и закрывает обе створки дверей. При подаче воздуха в правую часть цилиндра поршень перемещается в крайнее левое положение, так как площадь, на которую давит воздух, справа значительно больше, чем слева, из-за относительно большого диаметра штока 11.
Таким образом, открывание и закрывание дверей определяется впуском или подачей воздуха в правую часть цилиндра при помощи крана управления дверями. Как указывалось выше, этот кран имеет несколько позиций, зависящих от положения его рукоятки.

Чертеж и описание работы приводного механизма

Двери троллейбуса МТБ-82

           Корпус механизма состоит из цилиндра 1 ступенчатой формы и крышки 7, навернутой на резьбе. В правой части цилиндра, имеющей больший диаметр, находится рабочий поршень 2, а в левой, имеющей меньший диаметр (дополнительный, или вспомогательный), — поршень 21. Часть цилиндра с меньшим диаметром с левого конца открыта.
Рабочий поршень составляют: правая часть стакана 4, фланец 6, ввернутый в стакан на резьбе, кожаная или резиновая манжета 5, зажатая между фланцем и стаканом, и сальник 3, вставленный в стакан. Манжета и сальник разобщают правую и левую части цилиндра большего размера.
Для присоединения тяги 25, а также установки дополнительного поршня 21 в отверстие левой части стакана 4 вставлен ступенчатый палец 22, с обеих сторон затянутый гайками 19 и 23. При помощи тяги 25 приводятся в действие рычаги 26 дверного механизма.
Дополнительный поршень 21 снабжен сальником 20. Между поршнем и торцовой частью стакана 4 зажата кожаная или резиновая манжета 28. Тяга 25 соединена со ступенчатым пальцем 22 при помощи вилки 24 и пальца 27.
В отверстии фланца 6 и внутренней части стакана 4 расположен дополнительный цилиндр 17, постоянно отжимаемый пружиной 18 к крышке 7. Цилиндр 17 может свободно перемещаться в отверстии фланца и внутри стакана. Правый конец цилиндра снабжен внутренней резьбой, в которую ввернута пробка 14 пустотелого сечения. Пробка 14 своим бортиком зажимает кожаное кольцо 9, опирающееся на шайбу 8. Кожаное кольцо пружиной 18 прижимается к выступу крышки 7.
Внутри дополнительного цилиндра 17 находится шарик 15, который может перекрывать раззенкованное отверстие левого конца пробки 14. Перемещение этого шарика влево ограничено штифтом 16.
Отверстие 29 служит для подачи воздуха в левую часть цилиндра из резервуаров„а отверстие 11 сообщает правую часть цилиндра с краном управления дверями посредством головки 12. Левая часть большего цилиндра все время находится под давлением сжатого воздуха.
Для закрывания двери воздух из правой части цилиндра выпускают в атмосферу соответствующим поворотом рукоятки крана управления. При выпуске воздуха давление его падает сначала в трубопроводе, расположенном в непосредственной близости к крану управления дверями, а затем постепенно также в правой части цилиндра. Благодаря этому предотвращается резкое перемещение поршня вправо, т.е. достигается смягчение толчков при закрывании двери.
Как только начинает уменьшаться давление в правой части большего цилиндра и, следовательно, закрываться дверь, воздух, находящийся внутри стакана 4 под рабочим давлением, выходит через имеющиеся зазоры под шариком 15 и через отверстие 13 поступап сначала в полость цилиндра, а затем в атмосферу. Просачивание сжатого воздуха в отверстие между шариком и раззенкованной поверхностью пробки происходит вследствие того, что торцовая поверхность пробки после раззенковки не обрабатывается. Если бы эта поверхность полировалась, то механизм не работал бы, так как шарик не выпускал бы воздух.
Для открывания двери в правую часть цилиндра подают воздух, поворачивая в определенном направлении рукоятку крана управления. Во время прохождения от крана управления по трубопроводу сжатый воздух развивает значительную скорость. Если бы воздух сразу попадал в рабочую полость цилиндра, то при достижении им поверхности поршня происходил бы значительный толчок во вреыя открывания двери, что могло бы причинить ушибы пассажирам и вызвать преждевременное расшатывание и разрушение дверного механизма.
Конструкция механизма позволяет в значительной степени смягчить эти толчки, так как сжатый воздух, поступающий в отверстие 11, встречает на своем пути препятствие в виде кожаного кольца 9 и проникает в рабочую полость цилиндра обходными путями. Во-первых, воздух начинает давить на кольцо 9 и, преодолевая усилие пружины 18, лишь постепенно просачивается в рабочую полость цилиндра. Во-вторых, некоторая часть воздуха устремляется в рабочую полость цилиндра через отверстие 10. Так как это отверстие имеет малый диаметр, то через него проникает небольшое количество воздуха. В-третьих, часть воздуха, отжимая шарик 15, проникает через отверстие в пробке 14 во внутреннее отверстие дополнительного цилиндра 17 и полость стакана 4. Шарик 15 перекрывает отверстие в пробке и прекращает дальнейшее поступление сжатого воздуха только тогда, когда давление в полости стакана уравновешивается и становится выше подводимого. В этом случае воздух работы не производит, так как давление на все стенки внутренней полости стакана оказывается одинаковым, Внутренняя полость стакана 4 в момент открывания двери как бы выполняет функции резервуара для излишка сжатого воздуха. Таким образом сдерживается ударное действие воздуха на поршень и достигается плавное открывание двери.
Скорость открывания и закрывания двери регулируется головкой 12, ввернутой в крышку 7.

Распределительный кран управления дверями

Двери троллейбуса МТБ-82

Распределительный кран управления дверями подает сжатый воздух в цилиндры механизмов открывания и закрывания дверей и, выпускает его нз них.
Кран состоит из литого корпуса 10, нижней 3 и верхней 1 крышек. Корпус крана с нижней стороны, имеет притертую поверхность 4 тремя дуговыми канавками, соедцненными с каналами подведенных трубопроводов.
Между корпусом крана и крышкой размещен распределительный диск 7, прилегающий своей поверхностью к корпусу. На порхности распределительного диска имеются две дуговые канавки, совпадающие при повороте диска с канавками корпуса. Длина каждой канавки распределительного диска составляет примерно четвертую часть окружности.
Распределительный диск прижимается к корпусу пружинящей пластинкой 6 и давлением воздуха, поступающего в полость нижней крышки крана через канавку 8 на нижней поверхности корпуса. При помощи пальца 9, головка 5 которого помещена в квадратном углублении диска, последний можно поворачивать, воздействуя на рукоятку 12 крана.
Рукоятка крана имеет пять фиксируемых положений. Для фиксации положений рукоятки служит шайба 11, насаженная на палец под верхней крышкой крана. Фиксирующая шайба имеет заплечнки для ограничения крайних положений рукоятки и шарик 2 с пружиной для фиксации промежуточных положений.

Схема прохождения воздуха в кране.

Двери троллейбуса МТБ-82

           Прохождение воздуха в каналах распределительного диска и корпуса крана зависит от положения рукоятки.
Четыре отверстия (1, 2, 3 и 4) в корпусе крана соединены с определенными трубопроводами и расположены на таком же расстоянии от оси крана, как канавки на корпусе в распределительном диске. Трубопроводы присоединены к крану управления дверями следующим образом: отверстие 1 соединено с трубопроводом, подающим воздух к крану от резервуара; отверстие 2 — с трубопроводом, ведущим к механизму задней двери; отверстие 3 — с трубопроводом, ведущим к крану выключения дверей; отверстие 4 — с трубопроводом, ведущим к механизму передней двери.
В положении I рукоятки (рис.в) канавки корпуса крана и распределительного диска расположены так, что воздух, подведенный к отверстию 1, выхода не имеет. В то же время все три трубопровода (2, 3 и 4) соединены между собой второй канавкой диска и, следовательно, оба трубопровода (2 и 4), идущие к механизмам дверей, через трубопровод 3 и кран выключения дверей связаны с атмосферой. В этом положении передняя и задняя двери закрыты.
В положении II’ рукоятки (рис.г) расположение канавок корпуса и распределительного диска крана обеспечивает поступление сжатого воздуха в отверстие 4 и, следовательно, в цилиндр механизма передней двери. Трубопровод механизма задней двери соединен с атмосферой. В этом положении открыта передняя дверь и закрыта задняя.
При положении II’’ рукоятки (рис.б) канавки расположены так, что воздух из резервуаров поступает через отверстия 1 и 2 и соответствующие трубопроводы в цилиндр механизма задней двери. Трубопровод механизма передней двери через отверстия 4 и 3 и кран выключения дверей соединен с атмосферой. В этом положении открыта задняя и закрыта передняя двери.
В крайнем левом и крайнем правом положениях рукоятка крана (положения III’ и III») канавки расположены так, что сжатый воздух, подведенный к отверстию 1„проходит через отверстия 2 и 4 (рис.а) и по соответствующим трубопроводам поступает одновременно к механизмам задней и передней дверей. Отверстие 3 в данном случае изолировано. Следовательно, при положениях рукоятки крана III’ и III’’ открыты обе двери.

Кран кондуктора

Двери троллейбуса МТБ-82

        Кран выключения дверей (кран кондуктора) служит для открывания дверей в экстренных случаях. Как правило, он приводится в действие кондуктором. Устройство и принцип действия крана выключения аналогичны крану управления, но он значительно проще, так как имеет только два положения.
Отверстие 1 крана выключения соединено с атмосферой, отверстие 2 — с воздушными резервуарами и отверстие 3 — с трубопроводом, ведущим к крану управления дверями. Трубопровод, подведенный к отверстию 3, в кране управления соединен с отверстием, через которое воздух выходит в атмосферу.
Когда рукоятка крана кондуктора занимает положение I канавки корпуса и распределительного диска крана управления дверями расположены так, что воздух, поступающий из крана управления, проходит через отверстие 3 и далее через отверстие 1 в атмосферу. Следовательно, положение 1 крана выключения дверей является нейтральным, обеспечивающим лишь выход воздуха из крана управления в атмосферу.
В положении II рукоятки крана кондуктора канавки расположены так, что воздух, подведенный из резервуаров к отверстию 2, поступает в отверстие 3 и далее через соответствующий трубопровод подходит к крану управления дверями, а следовательно, и в цилиндры дверных механизмов, При этом правые полости цилиндров наполняются воздухом и двери открываются.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Добавить комментарий