Реле — регулятор напряжения подзарядки 21.3702

Внещний вид

Реле-регулятор 21.3702

Реле-регулятор 21.3702

        1 – Переключатель зима-лето; 2 – Выходные клеммы; 3 – Выходной транзистор; 4 – Реле К2; 5 – Реле К1


Схема электрическая принципиальная

Реле-регулятор 21.3702


Перечень элементов.

Условное обозначение Наименование элемента Тип элемента
VT1, VT2, VT4 Транзисторы КТ3107Б
VT3 Транзистор КТ817Г
VT5, VT6 Транзисторы КТ837Х
VD1, VD4, VD5 Диоды КД209А
VD2 Стабилитрон Д818Б
VD3 Стабилитрон Д814Б
VD6 Диод КД202В
С1, С3 Конденсаторы К73-9-0,47мкФ
С2 Конденсатор К73-9-0,22мкФ
R1 Резистор МЛТ-0,5-820 Ом
R2 Резистор МЛТ-0,5-11 kОм
R3 Резистор МЛТ-0,5-620 Ом
R4 Резистор МЛТ-0,5-910 Ом
R5 Резистор МЛТ-0,5-4,3 кОм
R6 Резистор МЛТ-0,5-1 кОм
R7 Резистор МЛТ-0,25-1 кОм
R8 Резистор МЛТ-0,25-10 кОм
R9 Резистор МЛТ-0,25-3,6 кОм
R10 Резистор МЛТ-2-1 кОм
R11 Резистор МЛТ-0,5-2,2 кОм
R12 Резистор МЛТ-0,5-220 Ом
К1 Реле Ограничитель тока нагрузки
К2 Реле 115.3747

Технические характеристики.

Номинальное напряжение, В 28
Масса, кг 1,3
Понижение напряжения на выводах «плюс» и «Ш» при токе нагрузки в цепи вывода «Ш» 3,5±0,3А, напряжении на положительном и отрицательном выводах 25±0,5 и температуре окружающей среды (25±10)°С, В 2,0
Сила тока ограничения нагрузки, А 110 — 135
Регулируемое напряжение при частоте вращения генератора 3500±150 об/мин, токе нагрузки 60±3А с подключенными аккумуляторными батареями при температуре окружающей среды 25±10°С, В
Реле-регулятор для умеренного климата при установленном переключателе сезонной регулировки в положение «лето» 27,0 — 28,2
Реле-регулятор для умеренного климата при установленном переключателе сезонной регулировки в положение «зима» 28,7 — 30
Реле-регулятора для тропического климата (сезонная регулировка отсутствует) 26,3 — 27,5

Описание работы реле.

Регулирование напряжения генератора осуществляется следующим образом.
При включении аккумуляторных батарей ток проходит через вывод «Б» реле-регулятора, эмиттерные переходы транзисторов VT6,VT5 и резистор R10. Составной транзистор VT5 — VT6 открывается и через реле К2 подключает обмотку возбуждения генератора. Ток, питающий обмотку возбуждения генератора, ограничивается ее активным сопротивлением и падением напряжения на эммитер-коллекторном переходе транзистора VT6.
Выходной делитель, состоящий из резисторов R1 — R5, рассчитан таким образом, что при подключении аккумуляторных батарей их напряжения недостаточно для пробоя стабилитронов VD2 и VD3.При увеличении частоты вращения генератора его напряжение увеличивается. Когда напряжение генератора будет достаточным для пробоя стабилитронов VD2 и VD3, транзисторы VT1 и VT2 открываются, а VT5 — VT6 закрывается. Ток в цепи возбуждения генератора прерывается, его напряжение уменьшается, стабилитроны VD2, VD3 и транзисторы VT1 и VT2 закрываются, а составной транзистор VT5 — VT6 открывается. Далее процесс регулирования повторяется — напряжение в системе поддерживается автоматически.
Для уменьшения влияния пульсации напряжения генератора на уровень регулируемого напряжения между точкой соединения резисторов R3,R4 и плюсовой шиной реле-регулятора включен конденсатор С1.
Защита выходного транзистора VT6 от перегрузок по мощности при коротком замыкании вывода «Ш» обеспечивается за счет автоматического снижения тока в шунтовой цепи реле-регулятора до 0,05-0,1А по следующему принципу.При открытом выходном транзисторе VT6 и замкнутой обмотке возбуждения генератора в первоначальный момент времени ток в цепи транзистора VT6 ограничивается индуктивным сопротивлением присоединительных проводов. В дальнейшем транзистор VT6 переходит в линейный режим усиления, напряжение на его переходах «эмиттер-коллектор» увеличивается, а в цепи: конденсатор С2-резистор R11-переход «база-эмиттер» транзистора VT4 — протекает ток, открывающий транзистор VT4. Транзисторы VT5 — VT6 при этом закрываются. В таком состоянии схема находится в течение времени, обусловленного постоянной времени цепи, состоящей из конденсатора С2 и резистора R11. После завершения процесса зарядки конденсатора транзистор VT4 закрывается, а транзисторы VT5 — VT6 открываются. При этом конденсатор С2 быстро разряжается через диод VD5 и открытый транзистор VT5. Далее процесс протекает аналогично описанному выше, в результате чего в системе происходят устойчивые автоколебания. Так как постоянная времени цепи заряда конденсатора С2 выбрана значительно больше, чем постоянная времени его разряда, то через выходной транзистор VT6 протекает импульсный ток, среднее значение которого не превышает 0,1А.После устранения короткого замыкания реле-регулятор включается в работу автоматически.

Читайте также:  Низковольтные схемы троллейбуса МАЗ 203Т с преобразователем ПТАД-202М-18

Защита от превышения напряжения при отказе элементов реле-регулятора происходит следующим образом.
При пробое перехода коллектор-эмиттер выходного транзистора VT6 в цепи обмотки возбуждения генератора возрастает ток, соответственно возрастает напряжение, приложенное к выходному делителю R1 — R5. При напряжении, достаточном для пробоя стабилитронов VD2 и VD3, транзисторы VT1 и VT2 открываются. Через эмиттерный переход транзистора VT3 протекает ток, что приводит к открыванию транзистора и срабатыванию реле К2 — контакты реле размыкаются, ток в обмотке возбуждения генератора прерывается, напряжение на выводах реле-регулятора уменьшается. Транзисторы VT1, VT2, VT3 закрываются, обмотка реле К2 обесточивается и его контакты в цепи обмотки возбуждения генератора замыкаются.Далее процесс повторяется и в сети поддерживается напряжение, не превышающее предельно допустимое. При срабатывании реле К2 контакты его замыкаются и включают лампу — сигнал о неисправности реле-регулятора. Лампа горит мигающим светом.Ограничитель тока нагрузки представляет собой электромагнитное реле К1, контакты которого включены между базой составного транзистора VT5 — VT6 и плюсовой шиной реле-регулятора. Один конец обмотки через положительный вывод реле-регулятора подключен к положительному выводу генератора, а другой конец обмотки подсоединен к отрицательному выводу реле-регулятора, к которому подключены аккумуляторные батареи и другие потребители. При увеличении тока нагрузки, протекающего по обмотке, до определенного уровня 110 -135 А контакты реле К1 замыкаются и закрывают составной транзистор VT5 — VT6. Ток возбуждения генератора уменьшается и соответственно уменьшается ток его нагрузки. При уменьшении тока нагрузки генератора контакты реле К1 размыкаются и составной транзистор VT5 — VT6 открывается. Процесс повторяется и таким образом ограничивается ток нагрузки генератора.

Как вам статья?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Устройство и эксплуатация: троллейбусов и электромобилей
Добавить комментарий