1 — Фланец, 2 — Шайба, 3 — Фланец, 4 — Редуктор, 5 — Коромысло, 6 — Электродвигатель, 7 — Тяги, 8 — Направляющая , 9 — Рычаг, 10 — Ось, 11 — Ролик, 12 — Ось, 13 — Корпус кронштейна, 14 — Червяк, 15 — Пружина, 16 — Подшипник № 7204, 17 — Отдушина, 18 — Червячное колесо, 19 — Фрикционный диск, 20 — Подшипник № 8105, 21 — Вал-шестерня, 22 — Подшипник № 7000105, 23 — Вал-колесо, 24 — Правая створка, 25 — Шарик, 26 — Ось, 27 — Уплотнитель, 28 — Фиксатор, 29 — Левая створка, 30 — Кронштейн, 31 — Уплотнитель, 32 — Боковой уплотнитель.
Чертеж механизма открывания средней и задней дверей
1- ось створки, 2 — рычаги, 3 — тяги, 4 — коромысло, 5 — редуктор, 6 — муфта, 7 — двигатель, 8 — створка.
Механизм открывания дверей снабжен электромеханическим приводом. Он установлен в кожухе над дверным проемом и закрыт люком. Полное открывание и закрывание створок дверей регулируется изменением длины тяг. Для этой цели на регулировочных тягах по концам имеется правая и левая резьба.
Редуктор механизма открывания дверей
1 — корпус, 2 — червяк, 3 — червячная шестерня, 4 — фрикцион, 5 — отдушина, 6 — подшипник, 7 — крышки, 9 — диск, 10 — регулировочный винт, 11 — промежуточный вал, 12 — сальник, 13 — распорная втулка, 14 — втулка, 15 — ведомая шестерня, 16 — ведущая шестерня, 17 — пружина.
Двухступенчатый редуктор дверного механизма состоит из червячной (1-я ступень) и цилиндрической прямозубой (2-я ступень) пар, размещенных в корпусе 1. Червяк 2 установлен в корпусе на конических роликовых подшипниках и сцеплен с шестерней 3, свободно вращающейся на промежуточном валу 11. В коническое гнездо шестерни 3 входит конический фрикцион 4, который вращается на упорном однорядном шариковом подшипнике 6. Фрикцион посажен на вал 11 через шпонку. Промежуточный вал 11 вращается на конических роликовых подшипниках, установленных в корпусе 1 и крышке редуктора. Для регулировки конических подшипников вала 11 и червяка 2 предусмотрен набор регулировочных шайб.
Ведущая цилиндрическая шестерня 16 расположена на промежуточном валу и сцеплена с ведомой шестерней 15, вал которой вращается в двух радиальных однорядных шариковых подшипниках. Между внутренними обоймами подшипников имеется распорная втулка 13. С целью предупреждения осевого перемещения наружный шариковый подшипник фиксируется стопорным кольцом. Для предотвращения вытекания смазки из редуктора в крышке подшипников установлен сальник 12. Вращающий момент от электродвигателя через соединительную муфту передается на червяк 2 и червячную шестерню 3, которая вращает конический фрикцион 4. Фрикцион передает усилия через шпонку и промежуточный вал 11 на ведущую прямозубую шестерню 16 и сцепленную с ней ведомую шестерню 15. На конической части выходного вала шестерни 15 шпонкой и гайкой укреплено коромысло, через которое передаются усилия на тяги, рычаги и оси дверей.
Фрикционный механизм предназначен для защиты привода и дверей от поломок в случае перегрузок, возникающих при возможном стопорении дверей в момент их открывания или закрывания, а также для предотвращения травмирования пассажиров закрывающимися дверьми.
Регулировка усилия пробуксовки наружной поверхности конического фрикциона по внутренней поверхности червячной шестерни осуществляется пружиной 17, нажатие которой можно изменять с помощью регулировочного винта 10 и диска 9.
Для осмотра и заливки масла в корпусе редуктора имеется смотровое окно, закрываемое крышкой 7. В картер редуктора заливают до нижней кромки окна смесь из смазки ГОИ-54 и авиационного масла МС-14 летом в соотношении 3: 1, а зимой 1 : 10.
Электродвигатель Г-108А |
Внешний вид электродвигателя Чертеж электродвигателя Описание устройства электродвигателя Электродвигатель Г-108А применяется на троллейбусе ЗИУ-9Б в качестве электропривода дверей. Двигатель выполнен двухполюсным, с последовательный возбуждением. Он имеет защищенное исполнение и самовентиляцию. Рабочий цикл его складывается из двустороннего вращения, причем каждому направлению вращения соответствует возбуждение одной из двух обмоток полюсов. Обмотка якоря выполнена в виде отдельных секций, концы которых припаяны к пластинам коллектора. Для предупреждения замыкания обмотки якоря на корпус в пазы сердечника перед укладкой обмотки вставляют прокладки из электротехнического картона. С торцов сердечника установлены прокладки из изоляционного картона, которые имеют форму пластин сердечника, а на вал якоря с обеих сторон сердечника наматываются два-три витка из бумаги или полотна. Обмотка якоря в пазах удерживается клиньями. Для улучшения изоляции проводов и предупреждения их перетирания при вращении якоря обмотка якоря пропитана лаком 321В. Щеткодержатели двигателя Г-108А — реактивного типа: щетки в них установлены не по радиусу коллектора, а под углом 26- 28° навстречу вращению коллектора. Нажим на щетку создается пружиной, которая прижимает щетку к коллектору и передней стенке обоймы щеткодержателя. Между щеткой и упором предусмотрен зазор 0,5-0,7 мм для предотвращения зависания щетки. При вращении якоря реакция силы трения в значительной мере снижает давление щетки на переднюю стенку щеткодержателя. Благодаря этому трение щетки уменьшается и она не отрывается от неровностей коллектора даже при большой частоте вращения якоря. В результате резко снижается вибрация щетки, а искрение под щеткой становится незначительным. Шариковые подшипники якоря установлены в подшипниковых щитах (крышках). Они закрыты войлочными сальниками, уплотнительными прокладками, а также отражательными шайбами и колпачками, препятствующими вытеканию масла из подшипников и попаданию в них пыли. Перед установкой войлочные кольца сальников пропитываются машинным маслом. Смазка подшипников производится через масленки, соединенные с подшипниками при помощи каналов. Технические характеристики электродвигателя Напряжение, В | 24 | Мощность часового режима, кВт | 0,2 | Частота вращения, об/мин | 1200 | Ток кратковременно, А | 15 | Подшипник со стороны колектора | Шариковый, № 206 | Подшипник со стороны привода | Шариковый, № 306 | Масса, кг | 8,2 | Щетки | Число щеткодержателей | 2 | Щеток в щеткодержателе | 1 | Марка | ЭГ-2А | Наименьшая допустимая высота, мм | 14 | Нажатие на щетку, кгс | 0,7 | Якорь | Сопротивление обмотки якоря при 20°C, Ом | 0,568 | Число пазов | 22 | Шаг по пазам | 1-11 | Число витков в секции | 4 | Число коллекторных пластин | 44 | Шаг по коллектору | 1-2 | Марка провода | ПЭЛБД | Диаметр неизолированного провода, мм | 1,45 | Катушка последовательного возбуждения | Сопротивление обмотки при 20°C, Ом | 0,27 | Марка провода | ПЭЛ | Диаметр неизолированного провода, мм | 1,2 | Число витков | 70 | |
Управление приводом открытия дверей |
Электрическая схема привода дверей Перечень элементов схемы привода дверей Обозначение | Тип | Назначение | F7 | ПВ-20 | Предохранитель защиты двигателя передней двери | F8 | ПВ-10 | Предохранитель цепей управления дверями | F9 | ПВ-20 | Предохранитель защиты двигателя средней двери | F9 | ПВ-20 | Предохранитель защиты двигателя задней двери | М5 | Г-108А | Двигатель привода передней двери | М6 | Г-108А | Двигатель привода средней двери | М7 | Г-108А | Двигатель привода задней двери | К20 | РС-530 | Реле закрытия передней двери | К21 | РС-530 | Реле открытия передней двери | К22 | РС-530 | Реле закрытия средней двери | К23 | РС-530 | Реле открытия средней двери | К24 | РС-530 | Реле закрытия задней двери | К25 | РС-530 | Реле открытия задней двери | SA11 | ПП-45 | Тумблер управления передней дверью | SA13 | ПП-45 | Переключатель аварийного открытия передней двери | SA15 | ПП-45 | Тумблер включения освещения проема передней двери | SA16 | ПП-45 | Тумблер управления средней дверью | SA17 | ПП-45 | Переключатель аварийного открытия средней двери | SA20 | ПП-45 | Тумблер включения освещения проема средней двери | SA21 | ПП-45 | Тумблер управления задней дверью | SA22 | ПП-45 | Переключатель аварийного открытия задней двери | SA25 | ПП-45 | Тумблер включения освещения проема задней двери | SA13 | ВК14-21-01110 | Концевой выключатель закрытия передней двери | SA14 | ВК14-21-01110 | Концевой выключатель открытия передней двери | SA18 | ВК14-21-01110 | Концевой выключатель закрытия средней двери | SA19 | ВК14-21-01110 | Концевой выключатель открытия средней двери | SA23 | ВК14-21-01110 | Концевой выключатель закрытия задней двери | SA24 | ВК14-21-01110 | Концевой выключатель открытия задней двери | Е1 — Е9 | СМ28-10 | Лампы освещения дверных проемов | H10-H12 | А24-1 | Контрольные лампы индикации открытия дверей | Описание работы схемы привода дверей Рассмотрим работу схемы управления приводом дверей на примере средней двери. В первоначольном состоянии дверь находится в полежении <закрыто>. При установке тумблера управления средней дверью SA16 в положение <открыть> ток проходит через катушку реле К23 и замкнутый концевой выключатель SA19. Реле К23 включается и своими контактами подключает обмотку электродвигателя М6 на открытие. Электродвигатель начинает вращаться и через редуктор и систему тяг открывает створки двери. Когда створка двери откроется полностью, тяга нажмет на концевой выключатель SA19. Он разомкнется, обесточит реле К23 и, соответственно, электродвигатель М6. Аналогично схема работает и при закрытии двери. В этом режиме задействованы реле К22, концевой выключатель SA18 и обмотка электродвигателя на закрытие. Тумблер SA17 является аварийным. Он установлен непосредственно около двери и позволяет пассажиру открыть самому дверь в аварийной ситуации. |