Двери троллейбуса ЗиУ-9Б (ЗиУ 682Б)

Механизмы открывания дверей

Механизм открывания средней и задней дверей

Механизм открывания дверей

   1 — Фланец, 2 — Шайба, 3 — Фланец, 4 — Редуктор, 5 — Коромысло, 6 — Электродвигатель, 7 — Тяги, 8 — Направляющая , 9 — Рычаг, 10 — Ось, 11 — Ролик, 12 — Ось, 13 — Корпус кронштейна, 14 — Червяк, 15 — Пружина, 16 — Подшипник № 7204, 17 — Отдушина, 18 — Червячное колесо, 19 — Фрикционный диск, 20 — Подшипник № 8105, 21 — Вал-шестерня, 22 — Подшипник № 7000105, 23 — Вал-колесо, 24 — Правая створка, 25 — Шарик, 26 — Ось, 27 — Уплотнитель, 28 — Фиксатор, 29 — Левая створка, 30 — Кронштейн, 31 — Уплотнитель, 32 — Боковой уплотнитель.


Чертеж механизма открывания средней и задней дверей

Механизм открывания дверей

   1- ось створки, 2 — рычаги, 3 — тяги, 4 — коромысло, 5 — редуктор, 6 — муфта, 7 — двигатель, 8 — створка.

Механизм открывания дверей снабжен электромеханическим приводом. Он установлен в кожухе над дверным проемом и закрыт люком. Полное открывание и закрывание створок дверей регулируется изменением длины тяг. Для этой цели на регулировочных тягах по концам имеется правая и левая резьба.


Редуктор механизма открывания дверей

Редуктор механизма открывания дверей

   1 — корпус, 2 — червяк, 3 — червячная шестерня, 4 — фрикцион, 5 — отдушина, 6 — подшипник, 7 — крышки, 9 — диск, 10 — регулировочный винт, 11 — промежуточный вал, 12 — сальник, 13 — распорная втулка, 14 — втулка, 15 — ведомая шестерня, 16 — ведущая шестерня, 17 — пружина.

Двухступенчатый редуктор дверного механизма состоит из червячной (1-я ступень) и цилиндрической прямозубой (2-я ступень) пар, размещенных в корпусе 1. Червяк 2 установлен в корпусе на конических роликовых подшипниках и сцеплен с шестерней 3, свободно вращающейся на промежуточном валу 11. В коническое гнездо шестерни 3 входит конический фрикцион 4, который вращается на упорном однорядном шариковом подшипнике 6. Фрикцион посажен на вал 11 через шпонку. Промежуточный вал 11 вращается на конических роликовых подшипниках, установленных в корпусе 1 и крышке редуктора. Для регулировки конических подшипников вала 11 и червяка 2 предусмотрен набор регулировочных шайб.

Ведущая цилиндрическая шестерня 16 расположена на промежуточном валу и сцеплена с ведомой шестерней 15, вал которой вращается в двух радиальных однорядных шариковых подшипниках. Между внутренними обоймами подшипников имеется распорная втулка 13. С целью предупреждения осевого перемещения наружный шариковый подшипник фиксируется стопорным кольцом. Для предотвращения вытекания смазки из редуктора в крышке подшипников установлен сальник 12. Вращающий момент от электродвигателя через соединительную муфту передается на червяк 2 и червячную шестерню 3, которая вращает конический фрикцион 4. Фрикцион передает усилия через шпонку и промежуточный вал 11 на ведущую прямозубую шестерню 16 и сцепленную с ней ведомую шестерню 15. На конической части выходного вала шестерни 15 шпонкой и гайкой укреплено коромысло, через которое передаются усилия на тяги, рычаги и оси дверей.

Фрикционный механизм предназначен для защиты привода и дверей от поломок в случае перегрузок, возникающих при возможном стопорении дверей в момент их открывания или закрывания, а также для предотвращения травмирования пассажиров закрывающимися дверьми.

Регулировка усилия пробуксовки наружной поверхности конического фрикциона по внутренней поверхности червячной шестерни осуществляется пружиной 17, нажатие которой можно изменять с помощью регулировочного винта 10 и диска 9.

Для осмотра и заливки масла в корпусе редуктора имеется смотровое окно, закрываемое крышкой 7. В картер редуктора заливают до нижней кромки окна смесь из смазки ГОИ-54 и авиационного масла МС-14 летом в соотношении 3: 1, а зимой 1 : 10.


Электродвигатель Г-108А

Внешний вид электродвигателя

Электродвигатель Г-108А

 


Чертеж электродвигателя

Электродвигатель Г-108А

 


Описание устройства электродвигателя

Электродвигатель Г-108А применяется на троллейбусе ЗИУ-9Б в качестве электропривода дверей. Двигатель выполнен двухполюсным, с последовательный возбуждением. Он имеет защищенное исполнение и самовентиляцию. Рабочий цикл его складывается из двустороннего вращения, причем каждому направлению вращения соответствует возбуждение одной из двух обмоток полюсов. Обмотка якоря выполнена в виде отдельных секций, концы которых припаяны к пластинам коллектора. Для предупреждения замыкания обмотки якоря на корпус в пазы сердечника перед укладкой обмотки вставляют прокладки из электротехнического картона. С торцов сердечника установлены прокладки из изоляционного картона, которые имеют форму пластин сердечника, а на вал якоря с обеих сторон сердечника наматываются два-три витка из бумаги или полотна. Обмотка якоря в пазах удерживается клиньями. Для улучшения изоляции проводов и предупреждения их перетирания при вращении якоря обмотка якоря пропитана лаком 321В. Щеткодержатели двигателя Г-108А — реактивного типа: щетки в них установлены не по радиусу коллектора, а под углом 26- 28° навстречу вращению коллектора. Нажим на щетку создается пружиной, которая прижимает щетку к коллектору и передней стенке обоймы щеткодержателя. Между щеткой и упором предусмотрен зазор 0,5-0,7 мм для предотвращения зависания щетки. При вращении якоря реакция силы трения в значительной мере снижает давление щетки на переднюю стенку щеткодержателя. Благодаря этому трение щетки уменьшается и она не отрывается от неровностей коллектора даже при большой частоте вращения якоря. В результате резко снижается вибрация щетки, а искрение под щеткой становится незначительным.

Шариковые подшипники якоря установлены в подшипниковых щитах (крышках). Они закрыты войлочными сальниками, уплотнительными прокладками, а также отражательными шайбами и колпачками, препятствующими вытеканию масла из подшипников и попаданию в них пыли. Перед установкой войлочные кольца сальников пропитываются машинным маслом. Смазка подшипников производится через масленки, соединенные с подшипниками при помощи каналов.


Технические характеристики электродвигателя

Напряжение, В 24
Мощность часового режима, кВт 0,2
Частота вращения, об/мин 1200
Ток кратковременно, А 15
Подшипник со стороны колектора Шариковый, № 206
Подшипник со стороны привода Шариковый, № 306
Масса, кг 8,2
Щетки
Число щеткодержателей 2
Щеток в щеткодержателе 1
Марка ЭГ-2А
Наименьшая допустимая высота, мм 14
Нажатие на щетку, кгс 0,7
Якорь
Сопротивление обмотки якоря при 20°C, Ом 0,568
Число пазов 22
Шаг по пазам 1-11
Число витков в секции 4
Число коллекторных пластин 44
Шаг по коллектору 1-2
Марка провода ПЭЛБД
Диаметр неизолированного провода, мм 1,45
Катушка последовательного возбуждения
Сопротивление обмотки при 20°C, Ом 0,27
Марка провода ПЭЛ
Диаметр неизолированного провода, мм 1,2
Число витков 70

Управление приводом открытия дверей

Электрическая схема привода дверей

Электрическая схема привода дверей


Перечень элементов схемы привода дверей

Обозначение Тип Назначение
F7 ПВ-20 Предохранитель защиты двигателя передней двери
F8 ПВ-10 Предохранитель цепей управления дверями
F9 ПВ-20 Предохранитель защиты двигателя средней двери
F9 ПВ-20 Предохранитель защиты двигателя задней двери
М5 Г-108А Двигатель привода передней двери
М6 Г-108А Двигатель привода средней двери
М7 Г-108А Двигатель привода задней двери
К20 РС-530 Реле закрытия передней двери
К21 РС-530 Реле открытия передней двери
К22 РС-530 Реле закрытия средней двери
К23 РС-530 Реле открытия средней двери
К24 РС-530 Реле закрытия задней двери
К25 РС-530 Реле открытия задней двери
SA11 ПП-45 Тумблер управления передней дверью
SA13 ПП-45 Переключатель аварийного открытия передней двери
SA15 ПП-45 Тумблер включения освещения проема передней двери
SA16 ПП-45 Тумблер управления средней дверью
SA17 ПП-45 Переключатель аварийного открытия средней двери
SA20 ПП-45 Тумблер включения освещения проема средней двери
SA21 ПП-45 Тумблер управления задней дверью
SA22 ПП-45 Переключатель аварийного открытия задней двери
SA25 ПП-45 Тумблер включения освещения проема задней двери
SA13 ВК14-21-01110 Концевой выключатель закрытия передней двери
SA14 ВК14-21-01110 Концевой выключатель открытия передней двери
SA18 ВК14-21-01110 Концевой выключатель закрытия средней двери
SA19 ВК14-21-01110 Концевой выключатель открытия средней двери
SA23 ВК14-21-01110 Концевой выключатель закрытия задней двери
SA24 ВК14-21-01110 Концевой выключатель открытия задней двери
Е1 — Е9 СМ28-10 Лампы освещения дверных проемов
H10-H12 А24-1 Контрольные лампы индикации открытия дверей

Описание работы схемы привода дверей

Рассмотрим работу схемы управления приводом дверей на примере средней двери.

В первоначольном состоянии дверь находится в полежении <закрыто>. При установке тумблера управления средней дверью SA16 в положение <открыть> ток проходит через катушку реле К23 и замкнутый концевой выключатель SA19. Реле К23 включается и своими контактами подключает обмотку электродвигателя М6 на открытие. Электродвигатель начинает вращаться и через редуктор и систему тяг открывает створки двери. Когда створка двери откроется полностью, тяга нажмет на концевой выключатель SA19. Он разомкнется, обесточит реле К23 и, соответственно, электродвигатель М6. Аналогично схема работает и при закрытии двери. В этом режиме задействованы реле К22, концевой выключатель SA18 и обмотка электродвигателя на закрытие. Тумблер SA17 является аварийным. Он установлен непосредственно около двери и позволяет пассажиру открыть самому дверь в аварийной ситуации.

Читайте также:  Двери троллейбуса троллейбуса ЗИУ-5
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Устройство и эксплуатация троллейбусов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: