ELTROLL Троллейбусный сайт
EN   RU

Агрегаты и узлы пневмосистемы троллейбуса LAZ E183D1-01
  • Компрессор

Чертеж

        1 - пробка сливного отверстия; 2 - приводной шкив; 3 - пробка заливного отверстия; 4 - цилиндр; 5 - воздушный фильтр; 6 - выход воздуха; 7 - окно уровня масла; 8 - канавка под V-образный пас; 9 - сапун; 10 - отверстие крепления защитного кожуха; 11 - головка цилиндров.

        Компрессор двухцилиндровый, рядный, приводится от электродвигателя с помощью ремня. Компрессор имеет автономную систему смазки. Масло содержится в корпусе компрессора. Масло заливается через заливное отверстие, закрытое пробкой 3. В корпусе также находится сапун 9 и окно для проверки уровня масла 7. Охлаждается компрессор воздушным потоком, создаваемым при вращении приводного шкива.

        Принцип работы
        При поступательном движении поршня вниз очищенный в фильтре воздух по трубе и коллектору поступает в головку цилиндров и через впускной клапан втягивается в цилиндры. При движении поршня вверх воздух сжимается и через выпускной клапан нагнетается в пневмосистему.
        Для включения компрессора необходимо установить переключатель выбора режима работы компрессора в среднее положении (автоматический режим работы). Включение и выключение электродвигателя компрессора будет осуществляться автоматически с помощью выключателя, интегрированного в осушитель сжатого воздуха.

        Внимание
        В аварийном случае, при выходе из строя выключателя автоматического включения / выключения компрессора можно включить компрессор на постоянный режим работы, установив переключатель выбора режима работы компрессора в третье положение. При этом необходимо при достижении в системе давления 0,8 МПа (Следить за манометрами давления) отключать компрессор, устанавливая переключатель выбора режима работы компрессора в первое положение и не допускать перегрузки компрессора.

  • Клапан влагоотделителя в сборе с клапаном автоматического слива конденсата

Чертеж

        1 - сепаратор; 2 - нижний корпус клапана; 3 - клапан автоматического слива конденсата; И - вход воздуха; II - выход воздуха.

        Клапан влагоотделителя в сборе с клапаном автоматического слива конденсата предназначен для предварительной очистки сжатого воздуха от влаги и масла. Он устанавливается между компрессором и осушителем сжатого воздуха. Клапан состоит из сепаратора (1), нижнего корпуса (2) и клапана автоматического слива конденсата (3).

        Принцип работы
        Сжатый воздух поступает в клапан-влагоотделитель через боковое отверстие I и на большой скорости с вращательным движением направляется вниз вдоль внутренней стенки алюминиевого корпуса.
        Вследствие вращательного движения воздуха и его охлаждения влага и масло оседают на внутренних стенках, стекают вниз в клапан автоматического слива конденсата и выводятся из системы.
        Очищенный воздух направляется вверх через центральный канал сепаратора и выходит из него через вывод II в.

  • Ресивер воздушный в сборе с клапаном слива конденсата

Чертеж

        Ресивер воздушный "мокрый" в сборе с клапаном автоматического слива конденсата предназначен для предварительной очистки сжатого воздуха от влаги и масла, устанавливается между компрессором и осушителем сжатого воздуха.

  • Клапан автоматического слива конденсата

Чертеж

        6 - сердечник; 7 - нижнее седло; 8 - кнопка; 9 - катушка; 10 - полость; 11 - верхнее седло

        Клапан автоматического слива конденсата, который вкручивается в клапан-сепаратор или в воздушный ресивер, автоматически, при каждом нажатии на тормозную педаль, сливает конденсированную воду и масло, накопившиеся в ресивере. Подогрев клапана предотвращает замерзание конденсата в холодное время года.

        Принцип работы
        При работающем двигателе напряжение на катушке 9 отсутствует. Сердечник 6 прижат к нижнему седлу 7, а вода и масло накапливаются в полости 10. При нажатии на тормозную педаль и включении сигнала торможения на катушку через реле подается напряжение и сердечник 6 прижимается к верхнему седлу 11. Вода и масло сливаются с полости 10. При выключении сигнала торможения напряжение на катушке 9 отключается и сердечник 6 снова прижимается к седлу 7. Вода снова начинает накапливаться над верхним седлом 11. Клапан можно включать также вручную нажатием на кнопку 8 для проверки его работоспособности.

  • Клапан осушитель воздуха

Чертеж

        Клапан осушитель воздуха предназначен для осушения сжатого воздуха, подаваемого от компрессора, путем отделения водяного пара, который содержится в нем. Применяется метод адсорбционной сушки холодной регенерации, когда сжатый компрессором воздух продувается через гранулят (адсорбент), который имеет свойство поглощать водяной пар из воздуха.

        Принцип работы
        Во время фазы наполнения системы сжатый воздух от компрессора поступает через вход 1 в камеру А. Здесь конденсат, образовавшийся в результате снижения температуры, через канал С попадает в выпускное отверстие (е).
        Воздух через фильтр тонкой очистки (g) и кольцевую камеру (h) картриджа (b) поступает в верхнюю часть картриджа. При прохождении через гранулят (а) из воздуха выделяется влага и оседает на его поверхностном слое (а). Высушенный воздух через обратный клапан (с), вывод 21 и пневмоаппараты подается в ресиверы пневмосистемы. Одновременно высушеный воздух через дроссельное отверстие и вывод 22 подается в ресивер регенерации.
        После достижения величины давления отключения компрессора срабатывает вмонтированный электропневматический выключатель, который разрывает цепь питания электродвигателя компрессора. Одновременно открывается выпускное отверстие (е).
        С ресивера регенерации воздуха через дроссельное отверстие поступает в нижнюю часть картриджа с гранулятом (b). При прохождении воздуха снизу вверх через картридж с гранулятор (b) влага, осевшая на поверхности гранулята (а), вместе с воздухом выходит наружу каналом С через открытое выпускное отверстие (е) и вывод 3.
        При достижении величины давления включения компрессора срабатывает встроенный электропневматический выключатель, включается компрессор, выпускное отверстие (е) закрывается и процесс осушения повторяется заново.
        Электрический подогрев в районе поршня (d) предотвращает образование льда в холодную погоду и, как следствие, отказ в работе клапана осушителя.

  • Клапан четырехконтурный

Чертеж

        1- вход воздуха; 21 - выход воздуха в контур 1 рабочей тормозной системы (привода тормозных камер с энергоаккумуляторами заднего моста); 22 - выход воздуха в контур 2 рабочей тормозной системы (привода тормозных камер передней оси) 23 - выход воздуха в контур 3 привода стояночной тормозной системы; 24 - выход воздуха в контур 4 пневмоподвески и других потребителей

        Клапан защитный чытырехконтурний предназначен для распределения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на четыре контура; для автоматического отключения одного из контуров при нарушении его герметичности и сохранения сжатого воздуха в герметичных контурах; для сохранения сжатого воздуха во всех контурах при нарушении герметичности питающей магистрали.

        Принцип работы
        Сжатый воздух через впускной отверстие 1, через обходные отверстия (а b и c) попадает через обратные клапаны (h, j, q, r) в 4 контур пневматичнои системы. Одновременно под клапанами (g, о, p, s) создается давление, которое, достигнув установленной величины, открывает их. Мембраны (f, l, о, t) поднимаются, преодолевая сопротивление пружин сжатия (с, m, n, u). Сжатый воздух через выходные отверстия 21 и 22 проходит к воздушным ресиверам контуров 1 и 2 рабочей тормозной системы, а через выпускные отверстия 23 и 24 - к контурам 3 и 4. От контура 3 осуществляется снабжение сжатым воздухом стояночной тормозной системы, а от контура 4 - пневмоподвески и других потребителей.
        Если один контур (например, контур 1) выходит из строя, то воздух из других трех контуров подается в неисправный контур до достижения динамической величины давления закрытия клапанов. Под влиянием усилия пружин сжатия (с, m, n, u) клапаны (g, о, p, s) закрываются. При заборе воздуха из контуров 2, 3 или 4, следствием чего является падение давления, они снова наполняются до достижения установленной величины открытия неисправного контура.
        Поддержание давления в исправных контурах при выходе из строя других контуров проходит аналогичным образом.
        При выходе из строя одного контура (например, контура 1) и падении давления внутри исправных контуров до 0 бар (при длительном простое) при заполнении пневматической системы сжатый воздух сначала проходит через отводные отверстия (а b, с, d) во все 4 контура. В исправных контурах под мембранами (f, l, в) создается давление, снижает давление открытия клапанов (g, о, p). При дальнейшем росте давления на впуске 1 эти клапана открываются. Контуры 2, 3 и 4 наполняются до достижения установленной величины давления открытия неисправного контура 1, и давление в них фиксируется на этом уровне.
        При выходе из строя магистрали, идущей от компрессора к клапану защитного четыреххконтурного, клапана основных контуров закрываются, предотвращая падение давления в всех контурах.
        При заполнении тормозной системы от 0 бар очередь заполняются контуры рабочей тормозной системы (1 и 2) в соответствии с Правилами №13 ЕЭК ООН.

  • Клапан ускоряющий контура 1

Чертеж

        Клапан ускоряющий, установленный в контуре I привода тормоза ведущего моста, предназначен для уменьшения времени срабатывания привода рабочей тормозной системы в результате сокращения длины магистрали впуска сжатого воздуха в пневматические камеры ведущего моста и выпуска воздуха из них непосредственно в окружающую среду. Клапан установлен на мининимально-возможном расстоянии от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами.

        Принцип работы
        При срабатывании тормозной системы сжатый воздух через вывод 4 проходит в камеру А и перемещает поршень (а) вниз. При этом выпускное отверстие (с) закрывается, а впускное (b) - открывается. Теперь сжатый воздух из вывода 1 проходит в камеру В и через вывод 2 и через модуляторы АБС к подключенным тормозных камерам.
        Давление, возникающее в камере В, нагружает поршень (а). Как только это давление станет немного больше, чем управляющее давление в камере А, поршень (а) начнет перемещаться вверх. Впускной отверстие (b) закрывается, создавая положение равновесия.
        Если происходит частичное падение давления в управляющей магистрали, то поршень (а) снова перемещается вверх, открывая при этом выпускное отверстие (с), и чрезмерное давление на выводе 2 выходит в атмосферу через вывод 3. При полном снижении управляющего давления на выводе 4 давление в камере В перемещает поршень (а) в крайнее верхнее положение. При этом открывается выпускное отверстие (с). С подключенных тормозных камер воздух полностью сбрасывается через выход 3.
        Ускоряющее действие клапана объясняется тем, что магистраль, соединяющая ресивер с ускоряющим клапаном и тормозными камерами, короткая и выполнена из трубки большого диаметра. Управляющая магистраль от тормозного крана выполнена длиннее из трубки меньшего диаметра, поскольку заполняемый объем над поршнем 3 с.

  • Клапан ускоряющий контура 3

Чертеж

        Клапан ускоряющий, установленный в контуре 111 стояночной тормозной системы, предназначен для:
                - Быстрой подачи сжатого воздуха в пружинные энергоаккумуляторы пневмоцилиндров и быстрого выпуска воздуха из них непосредственно через клапан ускоряющий в окружающую среду при срабатывании запасной тормозной системы;
                - Предотвращение суммирования тормозных сил в тормозных камерах с пружинными энергоаккумуляторами при одновременном срабатывании рабочего и стояночной тормозных систем с целью защиты тормозных механизмов от перегрузки.

        Принцип работы

        а) Положение «расторможено»
        В положении «расторможено» постоянно осуществляется подача воздуха в камеру А через вывод 42 с помощью ручного тормозного крана. При этом загруженый сжатым воздухом поршень (а) находится в крайнем нижнем положении и удерживает закрытым выпускное отверстие (е) и открытым - впускное отверстие (d). Сжатый воздух на выводе 1 через вывод 2 попадает в пружинные энергоаккумуляторы пневмоцилиндров и стояночный тормоз растормаживается.

        б) Срабатывание рабочей тормозной системы
        При срабатывании двухсекционного тормозного крана сжатый воздух проходит через вывод 41 в камеру В и нагружает поршень (b). Под влиянием встречных сил в камерах А и С не происходит срабатывания ускоряющего клапана.

        в) Срабатывание стояночной тормозной системы
        При перемещении ручного тормозного крана осуществляется частичное или полное скидывание воздуха из камеры А. Теперь поршень (а), который разгружен в той или иной степени, перемещается вверх под действием поршня (b), на который действует подаваемый воздух из камеры С. Выпускное отверстие (е) открывается, а впускное отверстие (d) закрывается при перемещении вверх клапана (с). Через выпускное отверстие (е) и выход 3 осуществляется сброс воздуха из пружинных энергоаккумуляторов в атмосферу в соответствии с положением ручного тормоза.
        При частичном торможении после сброса давления и наступления равновесия давления в камерах А и С выпускное отверстие (е) закрывается. Таким образом, ускоряющий клапан находится в положении равновесия. При полном торможении выпускное отверстие (е) остается постоянно открытым.

        г) Одновременное срабатывание рабочей и стояночной тормозных систем
               1. Торможение рабочей тормозной системой при выпущенном воздухе с пружинных энергоаккумуляторов.
               Если при выпущенном из пружинных энергоаккумуляторов сжатом воздухе дополнительно срабатывает рабочий тормоз, то воздух через вывод 41 проходит в камеру В и нагружает поршень (b). Последний перемещается вниз, поскольку из камеры С выпущен воздух. Выпускное отверстие (е) закрывается, впускное (d) - открывается. Сжатый воздух на выводе 1 проходит через камеру С и вывод 2 в пружинные энергоаккумуляторы. Таким образом, осуществляется расторможенность стояночного тормоза, но только при нарастании рабочего тормозного давления. При этом не происходит суммирования обоих тормозных сил. Как только создаваемое в камере С давление станет больше, чем в камере В, поршень (b) начинает перемещаться вверх. Впускной отверстие (d) закрывается и достигается положение равновесия.
               2. Торможение пружинными энергоаккумуляторами при задействованном рабочем тормозе.
               Рабочий тормоз работает в диапазоне служебного торможения. При этом осуществляется подача воздуха в камеру В. Если теперь дополнительно сработает стояночная тормозная система, то есть снизится давление в камере А, то имеющееся в камере С давление сжатого воздуха начнет перемещать поршни (а и в) вверх. Клапан закрывает впускное отверстие (d) и открывает выпускное отверстие (е). В зависимости от уровня рабочего тормозного давления сжатый воздух выходит в атмосферу из пружинных энергоаккумуляторов через выпускное отверстие (е) и выпуск С до тех пор, пока давление в камере В снова станет выше и поршень (b) закроет выпускной отверстие (е). Так достигается положение равновесия.
      При полном срабатывании ручного тормозного крана осуществляется полное скидывание давления через вывод 42. Поскольку давление в камере С не может быть ниже, чем в камере В, то тормоз с пружинным аккумулятором срабатывает только в той мере, на которую позволяет тормозное давление. Суммирование тормозных сил при полном срабатывания не происходит.
      При растормаживании рабочей тормозной системы снова осуществляется сброс давления в камере В. Давление в камере С начинает преобладать и перемещает вверх поршень (b). Выпускное отверстие (е) открывается и пружинные энергоаккумуляторы соединяются с выпуском 3.

  • Клапан слива конденсата

Чертеж

        1 - толкатель; 2 - пружина; 3 - корпус; 4 - кольцо опорное; 5 - шайба; 6 -клапан

        Клапан слива конденсата предназначен для принудительного слива конденсата из ресиверов пневмопривода тормозной системы, а также для выпуска с них сжатого воздуха при необходимости.
        Клапан постоянно закрыт под действием пружины и давления воздуха в ресивере. При отклонении штока в боковом направлении открывается клапан, и конденсат сливается с ресивера. при отпускании штока клапан закрывается. Запрещается тянуть за шток вниз и нажимать вверх, так как это может привести к выходу клапана из строя.
        Клапаны слива конденсата от пяти ресиверов установлены на кронштейне снизу троллейбуса перед передним левым колесом .

  • Клапан обратный

Чертеж

        Клапан обратный предназначен для защиты контура стояночной тормозной системы от утечки воздуха.

        Проход сжатого воздуха возможен только в направлении стрелки, нанесенной на корпусе. Обратный поток воздуха затруднен по причине наличия обратного клапана, который при снижении давления в питающей магистрали закрывает входное отверстие. При повышении давления в питающей магистрали обратный клапан, что прижимается пружиной, снова освобождает проход и давление выравнивается.

  • Клапан защитный без обратного потока

Чертеж

        Клапан защитный без обратного потока предназначен для подачи сжатого воздуха в контур вспомогательных потребителей (пневмоподвески) только после достижения величины расчетного давления, то есть после наполнения ресивера контура открывания дверей. В случае снижения давления в пневмобалонах вследствие длительной стоянки троллейбуса запас воздуха в ресивере контура дверей обеспечит открытие и закрытие дверей.

        Принцип работы

        Сжатый воздух при движении в направлении стрелки попадает в корпус и через отверстие (g) под диафрагму (d), которая прижимается к своему посадочному месту с помощью пружины (B) и поршня (с). Достигнув величины пропускного давления сила пружины (b) преодолевается и диафрагма (d) приподнимается, освобождая отверстие (е). Сжатый воздух после открытия обратным клапана (h) попадает в ресивер потребителей.

  • Клапан электромагнитный

Чертеж

        1 - выпускное отверстие; 2 - электромагнитный клапан; 3 - впускное отверстие. Каналы: 1- вход воздуха; 2 - выход воздуха; 3 - выход в атмосферу.

        Клапан предназначен для подачи воздуха в рабочую магистраль при подаче напряжения на катушку электромагнита. На троллейбусе клапан электромагнитный используется для подачи воздуха в тормозные камеры заднего моста при включении остановочного тормоза, для регулировки положения рулевой колонки, также для включения аварийного растормаживания (при наличии опции).

        Принцип работы

        Сжатый воздух из ресивера подается на вход 1. В нерабочем положении впускной отверстие 3 закрыто, остаточное воздуха из контура выводится через канал 2 в атмосферу (через открытое выпускное отверстие 1 и выход в атмосферу 3). При подаче управляющего сигнала от электронного блока управления на клапан 2 под действием электромагнитного поля выпускное отверстие 1 закрывается, впускное отверстие 3 открывается, и в канал 2 подается воздух. В конструкции клапана электромагнитного предусмотрен вариатор для ограничения всплеска по напряжению при отключении.

Valid XHTML 1.0 Transitional

© ElTroll 2009-2017